«Тройка»: сегодня и завтра муниципального предприятия
В 2013 году муниципальное транспортное предприятие работало на 15 муниципальных маршрутах в Мотыгинском районе и одном межмуниципальном маршруте Мотыгино - Красноярск.
На внутрирайонных маршрутах выполнено 16686 рейсов (в 2012 г. – 15305) при провозе пассажиров – 535,3 тыс. км (2012 г. – 520,3). Перевезено 469,3 тыс. пассажиров (2012 г.- 505,6).
На маршруте Мотыгино - Красноярск за год выполнен 471 рейс, перевезено 12,6 тыс. пассажиров (в 2012 г. - 519 и соответственно - 14,2 тыс. пассажиров).
Из приведенных цифр видно, что, несмотря на увеличение объемов перевозок, пассажирский поток по сравнению с предыдущим годом снизился.
Для обеспечения транспортной безопасности, согласно растущим требованиям, на всех автобусах предприятия установлено оборудование спутниковой системы мониторинга пассажирского транспорта.
Оборудование позволяет контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха (стоимость оборудования одного автобуса составляет 30 тыс. руб). Мы в реальном времени отслеживаем движение автобусов с пассажирами и при необходимости оперативно принимаем меры. Периодически, совместно с представителями дорожной службы и сотрудниками ГИБДД проводятся обследования трассы внутрирайонных маршрутов. Несмотря на это, для выполнения всех требований транспортной безопасности, предъявляемых к транспорту и объектам транспортной инфраструктуры, у предприятия просто нет средств.
Прошедший год для предприятия сложился очень тяжело.
В 2013 году на маршрутах работало 8 автобусов ПАЗ, два городских автобуса (ЛИАЗ и МАЗ), три корейских автобуса на красноярском маршруте и три автобуса «Газель». Из всего парка автобусов (16 единиц) 10 автобусов - полностью изношенные (износ 100%) и три автобуса - с износом более 80% .
На 1 января 2014 г. на предприятии имеется только три автобуса, которые могут обеспечить их эффективную эксплуатацию (два дизельных ПАЗа, приобретенных в 2011 году и городской автобус МАЗ, приобретенный в декабре 2013 г.). Автобусы были куплены за счет средств районного бюджета.
Непредусмотренные, но обязательные, согласно вступившему в действие с начала года закона о дополнительном страховании, расходы на страхование (350 тыс. руб.), огромные затраты на восстановление требующих ремонта автобусов при неудержимом росте цен на запчасти (почти в два раза превышающие в 2012 году), нарастающая инфляция, подстегивающая рост цен на топливо и другие энергоносители, легли тяжелым бременем на экономику предприятия.
Эксплуатация транспорта более 7 лет экономически нерентабельна, так как растущие в геометрической прогрессии затраты на ремонт и восстановление автобусов, дополнительный расход топлива и смазочных материалов в условиях государственного регулирования стоимости проезда с каждым годом наращивают убытки от перевозок.
Из-за того, что один автобус, выставляемый на конкурс по межмуниципальному маршруту Мотыгино - Красноярск, проводившийся министерством транспорта, из-за устаревшей конструкции не имел одобрения ТС, предприятие не допустили к участию в конкурсе. Конкурс не состоялся и перенесен на май 2014 г.
При отсутствии средств на ремонт автобуса с целью исключения срыва перевозок, предприятие с открытием ледовой дороги вынуждено было двумя автобусами выполнять рейсы три раза в неделю. При малом количестве пассажиров, понеся в январе убытки, мы вынуждены были временно, до открытия навигации и окончании подготовки машины к работе, прекратить работу на этом маршруте.
Перспективы развития регулярного пассажирского автомобильного сообщения
Важнейшая роль в обеспечении социально-политической и экономической стабильности общества принадлежит автобусному транспорту, с помощью которого осуществляется в Красноярском крае более 90 % перевозок. Общественный автобусный транспорт является, по существу, единственным видом пассажирского транспорта для жителей нашего района.
Понимание этого вопроса нашло отражение в разработанной КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «Обновление подвижного состава государственных и муниципальных предприятий Красноярского края на 2014-2016 годы». Раньше на краевом и федеральном уровнях действовали программы, касающиеся только государственных транспортных предприятий.
Отсутствие программно-целевого подхода к решению этой проблемы приводило к разовым мероприятиям по обновлению подвижного состава. Размер дохода, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также от финансирования из краевого и местного бюджетов, не позволяет аккумулировать средства для приобретения нового подвижного состава.
Обновление автобусного парка планируется провести в период 2014-2016 гг. На первом этапе в 2014 году необходимо заменить полностью изношенные автобусы за счет приобретения новых. На втором этапе необходимо обновить оставшиеся физически и морально устаревшие автобусы.
Источниками финансового обеспечения исполнения Программы выступают краевой бюджет, внебюджетные источники финансирования - средства субъектов транспортной инфраструктуры.
Эффективность реализации Программы должна выразиться степенью достижения плановых значений целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения цели и задач.
Планируется, что за период реализации Программы будут достигнуты следующие результаты: снижение количества автобусов со сроком эксплуатации более 5 лет; обеспечение удовлетворенности качеством транспортных услуг - более 75 % пассажиров; общее снижение вредных выбросов.
Достижение этих результатов позволит обеспечить качественное транспортное обслуживание пассажирских перевозок до 2016 года; снизить негативное отношение пассажиров к существующему перевозочному процессу.
Государственным заказчиком Программы предлагается определить министерство транспорта Красноярского края. Планируется поставка автобусов марки МАЗ белорусского производства для городского, пригородного и междугородного сообщения.
Для участия в Программе МУТП «Тройка» подало заявку в министерство транспорта на приобретение семи автобусов, в том числе двух в 2014 г. (один городской и один междугородний), трех в 2015 г. (два пригородных и один междугородний) и двух в 2016 г. (один городской и один междугородний). Для этого необходимо в рамках софинансирования выделение по 1,5 млн. руб. в год, всего 4,5 млн. руб.
Также необходима долгосрочная целевая районная программа по развитию пассажирского автомобильного сообщения, предусматривающая не только коренное обновление автопарка предприятия, но и сооружение и обустройство объектов транспортной инфраструктуры. Мы на протяжении последних лет неоднократно поднимали этот вопрос, но учитывая, что наш район является дотационным, выделить достаточные средства из районного бюджета нет возможности, а приобретенные за счет районного бюджета в 2011 г. два автобуса ПАЗ и в конце декабря 2013 г. городской автобус МАЗ для Мотыгино решают только малую часть проблемы.
В случае успешного участия в краевой программе более половины автопарка предприятия будут составлять автобусы, обеспечивающие эффективную их эксплуатацию и отвечающие существующим требованиям, как транспортной безопасности, так и стандартам качества пассажирских перевозок.
Александр КИРИЧЕНКО,
заместитель директора
по экономике и финансам МУТП «Тройка»