Спасибо за труд, дорожники!
Большинство путей в нашем районе - это старые лесовозные дороги, приспособленные для завоза грузов и вывоза леса. В середине прошлого века решено было все-таки делать автомобильные трассы, так появилась Раздолинская дорога, насыпная «ленинградка». В последние десятилетия асфальтом облагородили начальные километры Мотыгино - Широкий Лог, да и промышленные предприятия свою территорию стараются обустроить должным образом.
О дорогах мы пишем часто, а проезжающие по ним видят, что наши «трассы», расположенные в сложном географическом рельефе (горы, болота, ручьи, реки, песок) без должного содержания постепенно придут к такому состоянию, что ездить по ним и перевозить большетонные грузы станет совсем невозможно. Машинный поток и нагрузка на полотно дорог с каждым годом увеличиваются. Что очень важно в наших условиях недостаточного финансирования, так это поддерживать состояние путей в пределах сил и возможностей предприятия.
Вместе с директором Мотыгинского филиала ГП КК «Лесосибирск-Автодор» Андреем Петровичем ГОЛОВИНСКИМ мы подвели итоги работы коллектива дорожников за прошедшую зиму. А также узнали о планах на летний сезон.
- Андрей Петрович, нынешняя снежная зима была сложной для всех, а, наверное, для дорожни-ков - особенно. Как справились?
- Зима добавила нам неожиданностей. Как вы помните, долго не было морозов, тепло сменялось холодом, а дожди - морозами.
С ноября по февраль коллектив работал сутками. Люди работали на пределе, технику ремонтировали даже ночью, чтобы утром водитель вышел в путь. Спасибо за самоотверженный труд механизаторам, слесарям, сварщикам, токарям, которые работали без выходных и почти без праздников.
Сложный зимний период показал, что наше предприятие все-таки со своими задачами справляется. Мы чистили проезжие пути, обеспечивали проезд транспорта во всех направлениях по району, между поселками. Но в то же время такой напряженный труд сказался не только на людях, но и на механизмах. С сожалением приходится констатировать, что износ нашей техники значительно увеличился.
- Основные дороги были проезжими, а как внутри поселений? Кто должен заботиться о проезде, проходе, и бороться со снежными завалами?
- В последние два-три года главы некоторых поселений плотно занялись вопросом обеспечения финансированием этих статей бюджета. То есть средства на содержание дорог выделяются как в местном бюджете, так и по краевой статье субсидирования. Но денег настолько мало, что не хватает обслуживать на нормальном уровне. В большинстве поселков нет предприятий, готовых помогать техникой.
Наверное, главам надо активнее работать по обеспечению дорожного содержания с районной администрацией, чаще входить в программы. То есть отдельно с каждым поселением край работать не будет – все должно быть аккумулировано в районе. Район выступит с программой - тогда, пожалуйста, участвуйте, софинансируйте, пользуйтесь средствами по целевой программе.
- Зима заставляет сделать какие-то выводы?
- Да, работы было больше в эту зиму, а денег выделили на уровне прошлого года. Мы обслуживали дороги района даже сверх выделенных средств, то есть в долг. Почти два месяца работали без контрактных денег, потом положение стабилизировалось. Был риск того, что кто-то другой выиграет. Но в то же время мы не должны были терять время – неделю потеряешь, потом все труднее будет работать на дорогах.
Конечно, больший приоритет отдавали социально значимым объектам, расположенным на улицах, кому-то – меньше, но старались все-таки прочистить подъездные пути по максимуму. Не скрою, были нарекания от жителей, это как всегда.
Хочу обратить внимание на такой момент: обслуживание улиц посел-ков – это не обслуживание районных трасс. Это совершенно другие нормы и расходы. Здесь и техника должна быть более мобильная, компактная, для соответствующих работ. Пять лет назад на уровне края этот вопрос поднимался. В принципе, прогнозы сбылись – сейчас все дороги обслуживают предприятия дорожников, но малой техники у нас пока нет.
- Предприятие обслуживало дороги до Каменки Богучанского района?
- Не только. Всего 489 километров, в том числе: до Южно-Енисейска, Кировска; до Орджоникидзе - в Богучанский район; в направлении на Машуковку, Кирсантьево, Устье, а также все зимники. Цели и задачи предприятия прежние.
Тяжело в эту зиму нам достались ледовые переправы. На фоне среднесуточных температур в пределах +5, минус 8 градусов, мы в прямом смысле лепили переправы из того, что было.
Никто ведь не знает, сколько было вложено труда в их строительство. Это так кажется – а вот сделали, открыли, «ленточку разрезали». Рабочие трудились по десять часов в сутки, мы ловили каждый, так сказать, градус холода, чтобы только продолжить наморозку льда.
- Ледовые переправы официально закрыты. А ведь наши ездят!
- Да, хотя съезды мы засыпали песком и камнем, выставили запрещающие знаки. Но люди, желающие на свой страх и риск «словить адреналин», раскапывают навалы и выезжают на речной рыхлый снег, в который превратились ледовые пути. Ведь за-просто можно утонуть.
Я объясню технологию заливки льда в условиях теплой погоды: лед был толщиной пять сантиметров, за счет толщины снежной массы и было вы-ставлено «пять тонн», а хорошего намороженного льда не было.
- В марте мы проезжали по участку, который ваш коллектив ремонтировал прошлым летом на 42 километре автодороги Мотыгино - Широкий Лог (Денисово - Первомайск). Дорога разительно отличается от остального пути. Планируете еще ремонт?
- Ремонт запланирован, это будут следующие два километра на участке этой же дороги, средства выделены и заложены. Наша задача – до 2017 года дойти до 50 километра.
Без финансирования не будет развития инфраструктуры нашего района, соответственно, без дорог не будет транспортного сообщения.
- Предприятие уже готово заниматься паромными перевозками?
- Ремонты ведутся, материалы завезены, думаю, к 20 апреля флот будет готов к работе. Схема перевозок прежняя.
- Есть прогнозы на прохождение паводка?
- Трудно сказать, как он пройдет. Идет попеременное промораживание и снеготаяние. Мы отслеживаем ситуацию на дорогах района. Чтобы избежать промывов, которые разрушат полотно дорог и мосты, мы промываем трубки. Недавно вернулась бригада, которая работала на путях в направлении на Южно-Енисейск.
- Работ в паводок и после предстоит много. А как с финансированием?
- Я думаю, что дополнительного финансирования не приходится ожидать. Сейчас работы ведутся в пределах выделенных лимитов. Паводок пройдет, и затем займемся ремонтом.
В течение последних пяти лет, после того, как нам передали межпоселенческие дороги в наше ведение, мы построили много мостов, заменили водопропускные трубы, отслеживаем места, где есть аварийные участки. Конечно, трудности создает пересеченный рельеф, болота, низменные подтопляемые и холмистые места.
- Андрей Петрович, материалы на строительство мостов, трубок вы приобретаете за свой счет?
- Схема следующая: приобретаем за свой счет, а затем все оплачивает заказчик по сметам. Все это входит в плановые комплексные мероприятия по обслуживанию дорог.
- Что в планах предприятия на лето?
- Стоит острая проблема по ремонту участка около Денисово. Уже сейчас дорога там разбита. Нужен ремонт двух километров, которые осенью окончательно раздавили большегрузы, он так и замерз. Мы завезли щебень для отсыпки аварийных мест.
В настоящее время на дорожных участках левобережья Ангары работает грейдер, который расчищает дорогу для обеспечения движения пассажирских автобусов. Понятно, ехать некомфортно. Начнем ремонтировать полотно, скорее всего, в мае.
В этом году запланировано строительство обхода поселка Первомай-ска. Торги успешно выиграл «Лесосибирск-Автодор», проведены подготовительные работы, завезен материал, в феврале-марте бульдозерами сделали просеку. Работа предстоит нелегкая – это укладка искусственной пленки под насыпь, чтобы вытеснить болото. Программа рассчитана на два года.
В 2013 году совместно со специалистами районной администрации мы сделали большой объем проектно-сметной документации, чтобы при наличии финансирования быть готовыми в любой момент приступить к ремонту дорог. В ПСД вошел ремонт раздолинской дороги, был дефектован участок от переправы на Ангаре до 30 км на дороге Мотыгино - Широкий Лог. В этом году будет сделана ПСД на участок дороги Бельск – Рыбное. Рассматриваются варианты и утверждены планы по ремонту участков дороги Партизанск - Южно-Енисейск.
Мастеров и техники достаточно. Будем стараться делать все для того, чтобы дороги были более удобны и комфортны для поездок наших жителей.
Летом привлечем для работ наемный погрузочный транспорт и по максимуму будем использовать свой.
- Как решается проблема с молодыми специалистами?
- В прошлом году пришли два специалиста. Мы держим контакты с ПУ-103 в Раздолинске. Но надо понимать: специфика нашей работы такова, что может быть и ненормированный рабочий день, командировки, не каждый может так работать.
- В головном предприятии «Лесосибирск-Автодор» сколько филиалов таких, как наш?
- Два, это Мотыгинский и Енисейский. И в обоих есть сложные по содержанию и обслуживанию дороги. В Енисейском филиале это Туруханский район, зимники.
- Как налажена оперативная работа на дорогах, кто помогает?
- Мы держим связь со всеми муниципальными предприятиями, которые занимаются перевозками по району, а также с частниками на пассажирских перевозках Мотыгино – Красноярск, с ГИБДД. Это нужно для того, чтобы отслеживать обстановку. Мы оперативно реагируем на любую информацию о проблемах на дорогах.
Наталья МОРОЗОВА