Участок сдан - участок принят
Примерно так прошла приемка двух километров участка Первомайского объезда на дороге регионального значения Мотыгино-Широкий Лог, которая состоялась 14 октября. А принял объект В.Г. Михайлов, ведущий инженер отдела по строительству КРУДОРа - заказчика работ.
О строительстве дороги для объезда Первомайска говорили давно, а часть его даже была построена 15 лет назад и уже успела устояться и зарасти травой и кустарниками.
Работы по строительству участка начались еще в марте этого года и продолжались по октябрь. То есть, например, дорожный мастер Виктор Овчинников за эти полгода очень редко бывал дома – вот такая длительная командировка. Оно и понятно, дорожное строительство – это особый вид трудоемких работ, нужен надзор и контроль. Здесь и взрывные работы в карьере, и вывозка грунта. Кстати, наши дорожники взяли из Первомайского карьера 100 тысяч тонн породы для строительства дорог. А укладка проходила с помощью специального катка.
Работы по строительству объезда продолжаться с февраля будущего года, а весь объезд будет сделан в 2015 году, когда поставят всю знаковую информацию, ограждение, и две остановки для пассажиров.
Как заметили в нашей беседе дорожные строители, объезд – доброе дело для жителей Первомайска, которое свершилось по их настоятельным многолетним просьбам. Не будет пыли на улицах, не будут тревожить проезжающие большегрузные и быстроскоростные легковушки, не надо беспокоиться за детей, переходящих улицу.
Как только убрали знаки запрета на участке объезда, поток машин сразу направился не через поселок, а по прямому пути. Это примерно одинаковое расстояние как и через Первомайск, а вот во времени можно выиграть, потому что машины идут с большой скоростью. Но уже коммерсанты жалуются на то, что выручка от продаж в магазинчиках Первомайска резко упала, нет заезжих гостей – потеряли часть прибыли. Не бывает в нашей жизни все сразу «хорошо» - где-то прибывает, а где-то убывает.
Итак, вместе с директором филиала «Лесосибирск-Автодор» Андреем Петровичем ГОЛОВИНСКИМ мы выехали на участок Первомайского объезда, чтобы сдать его представителю КРУДОРа, как готовую часть объекта.
А вопросы к директору о наших дорогах начались уже на пути к Бельску, где в настоящее время есть провалы, глубокие колеи и другие неровности.
- Андрей Петрович, в плане стоит ремонт этой дороги?
- В этом году рассматривались варианты ремонта участков дорог на следующие три года. Это участки на 8-15 км (Мотыгино - Бельск), 15-19, 19-25, 45 -50 км (Слюдрудник - Первомайск), а также дорога Мотыгино - Раздолинск. Приоритет решили отдать левобережью района. В перспективе: будет сдан в эксплуатацию обход Первомайска, начат ремонт десяти километров Слюдрудник - Первомайск, а также будет ремонтироваться 35-45 км (до поворота на Машуковку). Проекты по этим участкам уже утверждены.
В зимний период мы должны сделать участок от 15 до 17 км (переправа – Денисово). Участок Бельск – Рыбное (8-15 км) стоят в плане ремонта на 2017 год. Тем не менее, на этой дороге сейчас устраним провалы, прогрейдируем. Работы проведем за государственный счет.
- Расскажите о том участке, который строили полгода - объезд Первомайска.
- Этот участок входит в программу по социальному партнерству между краем и Новоангарским обогатительным комбинатом. Средства были выделены. В этом году мы построили 2,2 километра, но без ввода в эксплуатацию. Этот год был промежуточным, дата сдачи в эксплуатацию 5,5 км вместе со старым участком, который будет приведен в соответствие с проектом, – 2015 год.
Начали работать с весны, разравнивали площадь бульдозерами, а с мая уже плотно зашли на строительство. Для нашего маленького предприятия при имеющемся подвижном составе и людских ресурсах – это большой шаг в работе. Это первые наши объемы в таком масштабе. Однако, анализируя работу, я сделал вывод, что долгое время работая на содержании дорог, мы немного разучились трудиться на серьезных объектах. И инженерный состав расслабился, и рабочие.
- Был сложный рельеф?
- Да. 500 метров – заболоченного участка, там высыпано 50 тыс. кубометров грунта. Затрат хотелось бы меньше, но получились незапланированные.
Дорожной одежды пока нет, потому, что дорога даст за зиму осадку. Применили в строительстве 520 метров геоткани, которая поможет равномерной осадке грунта.
- Сколько человек работали в бригаде?
- Поначалу работали привлеченные рабочие, наемная техника из Лесосибирска. Потом наша бригада в составе12 человек. Для проживания снимали дом, есть баня на колесах, еще один дом оборудовали под столовую. Рабочие очень довольны бытовыми условиями и тем, как кормила их первомайская повариха.
- Грунт брали в Первомайском карьере?
- Да, этот карьер принадлежит КрайДЭО, грунт покупали. Сейчас мы выбрали лицензионные запасы, и надо будет делать доразведку.
- Технику будете обновлять?
- В перспективе на два года объемы будут возрастать. Планируем в следующем году приобрести импортные бульдозер, экскаватор, каток комбинированный грунтовый, а также КДМ. Самый «свежий» КаМаЗ у нас производства 2004 года. Но уже приобрели новые машины со скоростными отвалами, технику малой механизации.
- Понятно, что главные задачи - на левобережье, и все-таки дороге Мотыгино – Раздолинск будет уделено внимание?
- В этом году дорога была сильно разбита большегрузными машинами.
- А можно те предприятия, техника которых разбивает дорогу, привлечь к партнерству в ремонте?
- Об этом надо делать предложения на краевом уровне. Пример – Новоангарский ГОК и его партнерство в строительстве дороги Стрелка - Новоангарск.
Теперь на дороге Мотыгино – Раздолинск полностью надо снимать асфальт, потому что появилась деформация земляного полотна. Косметический ремонт с латанием дыр уже не поможет. Сейчас возросли требования к качеству укладки асфальта и срокам работ. И затраты даже в следующем году будут несоизмеримо больше, чем те, которые бы были два года назад.
- Ваши прогнозы при удачном исполнении планов ремонтов и строительства.
- При хорошей ударной работе проблемы левобережных дорог мы преодолеем за три года. Разработаны проекты по строительству мотыгинских припаромных площадок, которые будут сертифицированы на уровне требований.
- То есть, в этом году дороги правого берега Ангары ушли от вашего внимания?
- Глобальных работ не было. При формировании бюджета района на следующий год предложено рассмотреть варианты поддержания технико-экономических показателей дорог райцентра.
- С 1 января 2015 года дороги около населенных пунктов уйдут в ведение поселений. У вашего предприятия уменьшатся километры обслуживания?
- С введением в действие закона о Дорожном фонде количество дорог, обслуживаемых нашим предприятием, уменьшится на десять километров. Средства для поселений будут целенаправленно идти через район, и это хорошо, потому что использовать их поселения смогут только на свои дороги.
- Кто будет обслуживать дороги поселений?
- В администрациях будут объявлять аукционы и выигравший придет на содержание дорог.
- Ваше предприятие будет участвовать в торгах?
-Да, в Мотыгино точно будем. Хотелось бы, чтобы это были не очень мелкие торги, на которых мы могли бы заработать. Торги объявят в ноябре.
- Зима уже передает нам приветы в виде снегопадов. В этом году что-то изменится при строительстве ледовых переправ?
- Возросли требования при строительстве ледовых переправ от надзорных органов, МЧС. Переправы должны иметь через каждые пятьсот метров пункты обогрева, потому что люди идут по льду пешком. В наших условиях это пока нереально, но с высоты технических требований они должны быть. Возможно, со временем так у нас и будет. Будут и хивусы людей перевозить с берега на берег. Мы к этому придем, пора выходить из первобытных методов обслуживания людей. Но всё у нас движется медленно.
А путь наш лежит уже от Денисово до Первомайска. Дорога слегка усыпана снежком. Разительно отличается ровное покрытие дорожного полотна, которое было уложено в прошлом году и то, которое еще предстоит заровнять, и на котором сейчас можно увидеть кочки, ямки, неровности. Неожиданно дорогу перебежал веселый белоснежный заяц. Дорожники после рассказывали, что видели рыжую лису, рябчиков. Да и медведей в этом году уродилось навалом. В Чистяках убили восемь зверей, которые поедали овес (информация не проверена), в Первомайске тоже застрелили медведя, который подошел к калитке дома. Так и думается: тайга живет своей бурной жизнью. А не лишние ли для нее люди, которые тревожат первозданный покой природы, копают, строят, бурят что-то, шумят и пытаются стать хозяевами?
- Андей Петрович, а почему приоритет отдан ремонтам левобережных дорог?
- Я считаю, что это правильно. Потому что в случае надобности, на правобережных дорогах мы можем оказать помощь, а сюда в период распутицы добраться с техникой невозможно. Поэтому, чем меньше здесь будет проблем на дорогах, тем нам спокойнее.
Последний раз мы строили (!) дорогу в 1994 году. Это начинали делать обход возле Первомайска. А 20 следующих лет занимались практически только содержанием, не было денег на большее. Десять лет строили в стране «новый мир». Было не до дорог.
Вообще, сейчас мы пришли к той точке невозврата, когда уже невозможно жить, как прежде. На средства, которые государство выделяет на поддержание, содержание, уже невозможно выполнять возрастающие требования. Дальше начнется разруха, если не принять мер. Это мы видим на примере раздолинской дороги.
Такое же положение было и здесь, на грунтовых дорогах. Я помню, когда ускоренными темпами и минимальными затратами мы делали дороги, сдавая за сезон по пять, семь километров, лишь бы обеспечить проезды. Дорожная одежда была не по ГОСТам – шесть метров, а положено – десять. Надеялись, что – временно. А у нас всё, что временно – есть постоянно.
Лучше один раз сделать капитально, чем распылять средства по мелочам и ничего в итоге не сделать. Мы постарались охватить в районе семь наиболее плохих участков и разработали ПСД на них. Осталось на уровне края получить средства.
- Прогнозы на ледостав есть?
- Обещают морозную зиму. Начало ледостава 24 октября плюс минус три дня. За последние пять лет прогнозы не сильно изменились. Когда положено – реки вскрываются, когда срок придет – замерзают.
Сейчас дорожники уходят с объекта в Первомайске и будут работать на ремонте машуковского моста через Усолку. Речка эта небольшая, но водосбор большой, поэтому весной сила течения резко возрастает. Проблема тут в том, что невозможно сделать объезды во время ремонта.
Весенними водами подмыло опоры, поэтому их надо укрепить, чтобы можно было проехать зимой. До ледостава надо успеть все сделать.
Работы – на три дня, а потом тяжелую технику перегоним на базу в Мотыгино.
- Андрей Петрович, трудно работать директором?
- Ответственно. Ненормированный день у меня и у главного бухгалтера (за это - три дня к отпуску). Когда люди у нас работают сутками на очистке дорог от снега, а заказчик оплачивает только половину работы, отвечает перед рабочими также руководство, и средства на оплату изыскивает тоже оно. Лимиты – это планка, выше которой не прыгнешь.
И вот машина въезжает на построенный дорожниками участок Первомайского объезда. Ехать, что ни говори, приятно. Навстречу с хорошей скоростью идут пустые лесовозы, груженые бензовозы, грузовики. Район живет «с колес».
Андрей Петрович рассказывает, что лежит под нами – это 90 тысяч тонн грунта, 15 сантиметров щебневой дорожной одежды, уложенной на длине 2200 км и в основании дороги по ширине 24 метра и на 10 метрах в дорожном полотне. От Первомайска – 1,5 км. В следующем году на объезде будет стоять двойная остановка, знаки дорожной информации, ограждение на опасных участках.
Рабочие убирают геодезические разметки (вешки) и складывают их в грузовичок, теперь они не нужны до весны.
Полчаса ожидания и куратор нашего строительства Владимир Георгиевич Михайлов, ведущий инженер отдела по строительству КРУДОРа, предварительно проехав на своей машине весь участок, подписывает документы о том, что участок построен в соответствии с нормами и требованиями. И конечно, я не могла не спросить его мнение о работе наших дорожников.
- Четвертого февраля был заключен государственный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги обхода поселка Первомайска,- говорит Владимир Георгиевич. - В 2014 году были запланированы работы по устройству рабочего земляного полотна. На первых 400-х метрах от пикета 0 до пикета 4 были выполнены работы на «слабом основании» - на болоте. Полотно укрепили геосинтетическим материалом.
В настоящее время и в зимний период мы открываем рабочее движение, чтобы процессы стабилизации земляного полотна завершились, и в следующем году выходим на устройство покрытия из щебеночной смеси, окончательное обустройство автомобильной дороги, водоотводных канав, автобусных остановок.
Работы предстоит еще много. Официальный ввод в эксплуатацию – сентябрь 2015 года. Сейчас будет действовать временная схема обустройства, которая согласована с ГИБДД.
Работой мотыгинских дорожников краевое руководство удовлетворено.
Наталья МОРОЗОВА