Легких дорог тебе, «Тройка»!
Муниципальное транспортное предприятие «Тройка», о работе которого мы не раз рассказывали в нашей газете, в этом году переживает очередной ветер перемен.
И связано это было с назначением на должность директора Владимира Павловича ЛАПИНА. Впрочем, он сам обо всем рассказал в нашей беседе накануне Дня автомобилиста.
- Владимир Павлович, при назначении на должность директора, Вы обещали рассказать о том, как работает предприятие, как чувствует себя коллектив. Что было на предприятии до Вас и что изменилось?
- Опыт работы именно в «Тройке» директором у меня был ранее. Прошло восемь месяцев со дня назначения снова на эту должность.
Если говорить о финансовом положении, то на момент моего прихода на предприятии были убытки и очень большая задолженность перед поставщиками, в основном за запчасти и материалы, и перспективы расчетов с ними были туманными.
Убытки на предприятии возникли из-за того, что в конце 2013 года в ремонт автобусов были вложены огромные средства. Необходимость таких затрат оставим на совести бывшего руководства, но средства были вложены, и финансовый год предприятие закончило с убытками и долгами.
- Первое, что вы сделали?
- Чтобы выправить текущее положение и рассчитаться с поставщиками, мне пришлось пойти на крайне непопулярные меры – убрать все премиальные выплаты (поскольку нет прибыли) и уменьшить зарплату управленческому персоналу.
Я объяснил трудовому коллективу, что время для нас сложное, и, чтобы не обанкротиться, надо действовать более рационально. Сначала рассчитаться с поставщиками, чтобы в дальнейшем работать с ними по запчастям, вывести предприятие из убытков, а потом планомерно повышать зарплату и ввести систему премирования при условии прибыльности предприятия. К чести коллектива такое решение нашло поддержку.
Конечно, начинать работать по-другому коллективу было тяжело. И все-таки к лету удалось открыть городской маршрут. Но автобусов не хватало, договорились с Енисейским предприятием. Чтобы упорядочить продажу билетов, договорились с зеленогорцами на железнодорожном вокзале об использовании их кассы. Однако большого потока пассажиров не было, надо было нарабатывать авторитет, который мы потеряли.
На сегодня мы рассчитались с долгами, погасили убытки, подготовили к зиме гаражи, закупаем запчасти, уголь. Предприятие работает стабильно, с сентября планомерно повышаем зарплату, разрабатывается система премирования с учетом КТУ каждого работника и общих результатов. Премирование будет только при наличии прибыли у предприятия.
Если раньше кто-то говорил, что предприятие неперспективное, то теперь в очереди к нам на работу стоят несколько человек.
- Вы говорили, что обновили автопарк…
- С главой администрации района А.Ю. Терещенко мы говорили о том, чтобы начать замену изношенного автопарка, износ которого составляет 86 процентов (некоторые автобусы работают по 15 лет). Глава и депутаты районного Совета пошли нам навстречу, выделили средства на приобретение транспорта. Теперь мы имеем три новых автобуса, которые можно использовать на любых маршрутах. Вместимость - 20 мест, при нашей загрузке этого достаточно.
Тем более, что у нас существует здоровая конкуренция в виде еще двух предприятий, перевозящих пассажиров – это «Караван» и маршрут № 545 (красноярский). И это хорошо, потому что конкуренция заставляет нас держать планку. На сегодняшний день мы в чем-то проигрываем.
- Как можно конкурировать с ними?
- Создавать для пассажиров более лучшие условия в плане комфорта и в условиях перевозок, в ценах на билет.
- Владимир Павлович, и все-таки ваше предприятие - государственное, в котором все по-другому?
- Да, наше предприятие – муниципальное, мы даем 60 рабочих мест, отчисляем налоги в местную казну. В год предприятие платит порядка 5,3 млн. рублей, в том числе 1,2 млн. - в местный бюджет. И, думаю, терять его нельзя, надо поддерживать. Ведь та собственность, которую приобретаем, это имущество государственное, и будет служить району.
Основная задача предприятия – обеспечить стабильные регулярные перевозки между поселениями внутри района. Социальная значимость этого обусловлена тем, что мы обслуживаем всех льготных пассажиров, которых в районе немало, и остальных пассажиров, в отличие от частных перевозчиков, по фиксированным ценам, предел которых устанавливает правительство края. Люди могут быть уверены, что транспорт придет вовремя, и цена билета относительно будет невысокой.
- Наши дороги оставляют желать лучшего, а ваш транспорт?
- Конечно, сегодня у нас плохое состояние дорог. И это не вина дорожников, дороги разбивают большегрузные машины промышленных предприятий, которые ввозят горюче-смазочные материалы, оборудование, запчасти, а вывозят наше сырье. Раньше для перевозок использовали реку, теперь основная нагрузка легла на дороги.
Если говорить об автопарке, то, наверное, ошибкой было то, что на предприятии своевременно не обновляли транспорт. На сегодняшний день на ремонт тратим больше, чем имеем отдачи. Если, например, в 2011 году затраты составляли 100 процентов, то сейчас уже 176.
В других районах, например, в Каратузском, администрация района пообещала в 2015 году заменить все машины на новые. Вот это серьезный подход к делу.
- Вы говорили об открытии маршрута на Лесосибирск. Это будет сделано?
- Да, у нас есть студенты, которые там учатся, жители предпочитают закупать продукты на оптовых базах, едут командированные. У нас официально открыт маршрут Мотыгино - Лесосибирск.
Как только будет зимник, мы сразу пустим автобусы. Нам звонили жители Новоангарска и говорили о том, что им тоже нужен этот маршрут. Решили сначала ходить два раза в неделю, а потом посмотрим по загрузке. Сейчас наличие транспорта позволяет открывать новые маршруты.
- Автобусы «Тройки» также обслуживают левобережные поселки. Какие трудности там?
- Наш транспорт обслуживает Машуковку, Кирсантьево (водитель С.И. Стрижевский), Первомайск (Г.В. Мосин), Слюдрудник, Новоангарск. Наши водители работают по скользящему графику. Каждый день на линию выходят 15 транспортных единиц, с учетом обслуживания поселков правобережья и городским маршрутом в Мотыгино.
Основная проблема в районе – межсезонье, которое у нас уже началось. Чтобы хотя бы сдвинуть эту проблему, в августе я встречался с руководителем речного транспорта (единственное предприятие, которое занимается пассажирскими перевозками водным транспортом, в том числе и в межсезонье).
На встрече присутствовал генеральный конструктор ВПК Омска В.Г. Мамонтов, который предлагал использовать в межсезонный период суда типа «Арктика» (28 мест для пассажиров, 3,5 тонны - грузоподъемность, большой запас прочности). Стоимость одного судна – около 25 млн. рублей.
Глава администрации района направил письмо в администрацию губернатора края с просьбой помочь в приобретении судна для перевозки пассажиров. Пришел ответ, в котором министерство транспорта края заверило, что занимается решением этого вопроса. Если все будет положительно, то - за счет краевых средств. Проблема транспортной связи должна рассматриваться на уровне края, потому что за последние годы и в связи с пуском БоГЭС, сезон распутицы у нас увеличился с трех месяцев до четырех в течение года.
Министерство транспорта помогло нам в краткие сроки вновь открыть маршрут № 500. Также министерство транспорта пошло навстречу нашим обращениям о помощи в обновлении автопарка.
Нами подана заявка на выделение в 2015 году двух автобусов (типа МАЗ - для городских перевозок и ПАЗ - для междугородных перевозок) за счет краевого бюджета, с учетом нашего софинансирования.
Получим ли мы оба автобуса, пока не ясно, ведь в краевом бюджете, как нас информировали, на обновление автопарка муниципального транспорта планируется заложить порядка 70 млн. руб., а муниципальных предприятий в крае достаточно.
- Наверное, безопасность перевозок – это главный приоритет в работе?
- Мы тесно сотрудничаем со службой ГИБДД. Если появляются на маршрутах опасные участки, нас предупреждают. Взаимодействуем с администрациями поселений. Все автобусы оборудованы системой ГЛОНАСС, тахографами, поэтому отслеживаем передвижения машин в целях не только безопасности на дорогах, но и соблюдения водителями дисциплины.
- Предприятие сотрудничает с другими организациями?
- Конечно, выполняем заказы на транспорт внутри района для наших
организаций. Но в планах – расширить работу. И хотя наши конкуренты впереди нас, взаимовыручка с ними налажена. Было несколько случаев, когда их пассажиров мы забирали на трассе, когда ломались автобусы.
- Как вы считаете, кому легче работать – частнику или госпредприятию?
- С одной стороны, частнику, ведь он может не показывать прибыль, может платить зарплату в конверте, тогда как у нас вся бухгалтерия прозрачна. Мы гарантированно отчисляем положенные проценты в Пенсионный фонд, а частник может занизить показатели суммы. Жить как-то надо, а с другой стороны, ему помощи ждать не от кого, сам покупает запчасти, топливо, транспорт, выдает зарплату из своего кармана.
А государственное предприятие все-таки надеется на помощь от власти, депутатов. Мне, как директору и представителю государственного предприятия, проще решать вопросы в министерстве транспорта, я не для себя прошу, за моей спиной – коллектив государственного предприятия.
Тем не менее, дотация транспортным предприятиям - пассажирским перевозчикам, идет всем, независимо от форм собственности.
- Что пожелаете коллективу в профессиональный праздник?
- Коллектив на предприятии крепкий, трудолюбивый, специалисты очень хорошие. Только благодаря им наши 15-летние автобусы еще работают, обычно после 8 лет эксплуатации такой транспорт списывают.
Сегодня много у нас молодых водителей, которые учатся у опытных мастеров. И уже складываются династии, например, на предприятии трудятся отец и сын Векшановы. На городском маршруте отлично работает слаженный экипаж - Н.В. Зеликов и В.В. Пономарев, на междугороднем – Е.В. Деньгин, О.А. Логинов.
Нельзя не отметить тех, кто трудится на межпоселенческих перевозках – Е.А. Подобулкин, П.П. Долинский, Д.И. Брюханов, С.С. Кривошеев, Ф.В. Баянов. Серьезно и ответственно работает на междугородней линии контролер Людмила Гарш в Каргино.
Желаю нашим водителям поменьше поломок, хороших дорог, благополучия и удачи во всех делах. Уверен, у предприятия есть будущее.
Наталья МОРОЗОВА