Из Южно-Енисейска - в Таиланд и обратно
Вот так запросто теперь любой житель, желающий убежать от наших морозов и погреться в теплых океанских водах Таиланда, позагорать на горячем песочке, может совершить круиз. Да, хочется, а не можется. Хотя, если на островах Таиланда у вас обосновался родственник из Южно-Енисейска (это не сказка – быль), то вполне реальная картинка.
Очевидно, мы теперь можем объять весь мир, и это здорово!
Но из мечты вернемся в нашу таежную глушь.
Прежде чем отправиться в путь до Южно-Енисейска, я узнала о состоянии дороги до поселка, потому что последние недели нас «радовали» сильные снегопады. Дорожники ответили: «Можно ехать, дорога чистится ежедневно».
Действительно, редакционный «патриотик» пробежал 84 километра за час с небольшим по хорошей трассе.
Чем дальше на север, тем больше снега. Вывалы его на обочинах в полтора раза больше, чем на раздолинской дороге. А великаны ели и лиственницы сплошь укрылись меховыми белыми шубами, тонкие стволы подроста вдоль дороги под тяжестью снега так наклонились, что образовали огромные снежные колеса, кольца, полукруги, на которые можно бесконечно любоваться, в Таиланде такого не увидишь. Вот она, наша экзотика – дивная таежная природа.
И вот с горки уже видны дымы из всех южноенисейских труб, неподалеку (примерно в двух километрах) на высоченной скале работает экскаватор, в приисковом балочном поселке топится банька. Жизнь резво катится на морозных салазках, а на улице минус 32.
Впрочем, такая температура не пугает местных жителей. В домах, где стоят евроокна и есть запас дров, температура – плюс 18-20 градусов. Печки топят пока один раз в день, а когда мороз будет под 40, то будут разжигать очаги два раза – утром и вечером. На зиму нужно не меньше двух машин дров.
Проблем с дровами у жителей нет. Частные лесозаготовители наладили систему приобретения комлевых и вершинных остатков у промышленников, покупают, пилят и продают населению не только Южно-Енисейска, Партизанска, но и везут на продажу в Мотыгино. Пенсионерам часть стоимости Комитет социальной защиты населения возвращает в виде субсидии. Машина дров, в зависимости от объема, стоит от 8 до 12 тысяч рублей.
В Южно-Енисейск мы оправились не просто так, а по жалобам местных жителей в газету. Действительно, накопившиеся мелкие и не очень мелкие проблемы надо решать. Спрашиваю женщин, с которыми разговаривала: почему вопросы поднимают жители, а не работают по ним депутаты местного и районного Советов? Те пожимают плечами.
И ездят, например, в районный центр, в организацию, которая отвечает за энергоснабжение и безопасность. Там им обещают помочь поднять напряжение в сетях на улице Дачной, 8, кв. 1, где люди не могут второй год нормально вечером посмотреть телевизор, почитать, постряпать.
В доме на ул. Первомайской, 8, разобраться, почему у бочки с водой и в огороде бьет током. Однако пока сдвигов никаких не наблюдается, и это в течение четырех лет.
Еще одна НАБОЛЕВШАЯ ТЕМА для жителей – высокая оплата связи от «Искры», отсутствие сотовых операторов. Часто бывает, что таксофон, установленный в здании администрации поселка, не работает, в выходные дни администрация закрыта. А телефоны дома не у всех установлены, потому что кому-то 11 тысяч за установку трудно найти. И приходится бегать по соседям, чтобы позвонить студентам в Москву или Красноярск.
Жители говорят, что особенно летом часто отключают электроэнергию, дизельная станция поддерживает энергоснабжение только в организациях.
Вот так и зимуют жители бывшей столицы района – печки топят, воду берут из колонок, благоустроенного жилья нет.
В поселке шесть магазинов, которые торгуют смешанными товарами (продукты и вещи), есть хозяйственный магазин с отделом канцелярских товаров. На почти 600 жителей этого, наверное, достаточно.
Ассортиментом люди довольны, все необходимое есть. Цены примерно такие же, как в Мотыгино. Хлеб стоит 26 рублей, работают две пекарни (ООО «Вазла» и ООО «Заводское»). Довелось попробовать хлебушек – очень вкусный.
Конечно, не могли женщины не рассказать о том, что их беспокоит отсутствие общественной бани. А теперь, видимо, и не дождутся ее, потому что в банное помещение «переселили» пожарную часть, здание которой недавно сгорело.
Еще одна НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ НОВОСТЬ – летом почти сгорел поселок Кировский, расположенный в 30 километрах от Южно-Енисейска. Сейчас там остался один житель, он отказался переезжать в «Юг», хотя ему предлагали жилье.
БЫЛА ЖАЛОБА на грязную воду в одной из колонок. Этот вопрос тут же прояснили: весной меняли теплотрассу, поэтому летом вода была грязной.
Нужно бы для жителей оборудовать помещение по типу АВТОСТАНЦИИ, где бы они могли ожидать межпоселковый автобус, ведь зимой холодно стоять на морозе. Раньше на пятачке был магазин, теперь дом пуст, и погреться не зайдешь…
_____________________
На некоторые вопросы ответил глава Южно-Енисейска Михаил Николаевич Зайцев. Об этом - в следующем номере нашей газеты.
Наталья МОРОЗОВА