Туристическая отрасль района пока абсолютно свободна
Смена геополитической ситуации меняет направление въездного и выездного туристического рынка и дает шанс на развитие внутреннего сектора. Патриотическая волна может подтолкнуть возрождение внутреннего туризма
Ангара – одна из самых красивых рек Сибири. Это ещё не север, но уже и не юг, это граница между ними. Сплавщики найдут здесь стремнины и плесы, рыбаки - увлекательную рыбалку, поклонники пляжного отдыха - десятки песчаных островов. Лучше всего пройтись по Ангаре на лодке и оценить ее красоту и разнообразие берегов, посмотреть памятники археологии и природу. Например, скалу Гребень недалеко от Мотыгино, напоминающую спину дракона. В Ангару впадает множество ручейков и речек, из которых можно пить воду: она очень чистая и всегда холодная.
На протяжении многих тысячелетий люди шли по берегам Ангары на восток и запад, формируя яркие самобытные культуры. Десятки древних культовых комплексов, включающих каменные изваяния, петро-глифы, капища, захоронения, уже раскопаны археологами, а еще столько же ждут своего часа.
В Мотыгинском районе находится один из древнейших памятников Азии, так называемый Усть-Тасеевский культовый комплекс. Расположен он на левом берегу р. Тасеевой, на вершине приустьевой гряды высотой 400 м. Из цельной глыбы песчаника выбито изображение головы человека с четко выраженными монголоидными чертами. Узкие глаза закрыты, а на лбу виден «третий» глаз. Скальная плоскость рядом с изваянием впечатляет своим петроглифом-личиной. Комплекс датируется IV в. до н.э.-VI н.э., а каменное изваяние является самым северным в Азии известным памятником подобного рода.
Русская история района началась в 1628 г. со строительства первого во всей Восточной Сибири Рыбинского острога (ныне село Рыбное). Построил его знаменитый землепроходец казак Петр Бекетов с целью сбора ясака с инородцев и охраны Кетско-Ангарского водного пути, конечной целью которого был Китай. Мимо утеса, где стоял острог, в разное время шли по Ангаре землепроходцы, первооткрыватели Арктики и Дальнего Востока: Поярков, Дежнев, Беринг, Ребров.
Наверное, все замечали, сколько скапливается машин рыбаков в устье Рыбной в зимний период: огромное количество. Едут на рыбалку из Красноярска, Канска, Абана, Тасеево, Лесосибирска, из других мест края. В районе появились вполне приличные дороги, зимой открывается полноценное движение на Канск, рыбацкий люд с удовольствием едет в район на рыбалку.
Конечно, рыбацкая удача у всех разная, кому-то нужно поменять обстановку, кому-то действительно нужна рыбалка в чистом виде, кто-то хочет поднять тост на природе: «Ну, за рыбалку…».
В общем, довольны все. У людей появились хорошие по проходимости машины, которые везут прицепы со снегоходами и в наших бескрайних снегах им есть где покататься. Летом везут резиновые лодки под небольшие моторы, которые легко входят в обычную легковую машину. Сплавиться летом можно по Татарке, Каменке, когда она чистая, недалеко от Мотыгино протекает речка-сказка Черная для двухдневного сплава, речка Рыбная для однодневного сплава.
Интересны северные речки Горбылок, Пит, Пенченга. Недалеко от Кирсантьево находится озеро Дикое, по своим полезным свойствам аналогичное озеру Плахино.
Интересных мест у нас в районе хватает, но, к сожалению, полностью отсутствует сервис. В самом Мотыгино есть неплохие гостиницы, а на реке, в тайге организовать туристический сервис пока некому. Не быстро, но в направлении развития местного туризма рано или поздно начнётся движение.
В России туризм – развивающаяся отрасль, и влияние туристической индустрии на экономику страны пока незначительно. Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о России как о стране повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока. Показатель туристической подвижности населения России – один из самых низких в мире. Подавляющая часть турфирм предпочитает заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь немногие фирмы работают на привлечение туристов в Россию. Причем, в основном туристы посещают Москву и Санкт-Петербург.
Туризм становится отдельной отраслью, не мобилизующей валютные поступления в Россию, а наоборот, является каналом утечки валюты во внушительных размерах. Возможно, лавина предложений отдыха за рубежом была востребована в России, потому что там нам за умеренные цены предложили сервис более высокого качества.
Отличительным направлением 2014 года стал существенный рост внутреннего туризма. Этому способствовал тот самый всплеск патриотизма, который стал темой номер один в обществе. Как бы пафосно не звучали эти слова, но действительно, крымская история вызвала беспрецедентный по своим масштабам патриотический импульс, вызвавший в людях чувства гордости, национального самосознания. Это привело к двукратному росту туристического потока в Крым из России – с 2 до 4 млн человек, которые «оставили» на крымских курортах (а также в транспортной отрасли РФ) около 48 млрд руб. (в 3,2 раза больше чем в 2013 году). Все прогнозы относительно перспектив на следующие сезоны на полуострове дают от 20 до 50% роста, в зависимости от того, насколько эффективно власти справятся с решением транспортной проблемы.
Вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Александр Осауленко сообщил, что он ожидает увеличения туристического потока в Крым в 2015 году на 20%. По его словам, отдельные участники туристического рынка прогнозируют, что приток туристов в Крым увеличится вдвое по сравнению с прошлым годом. Существенным фактором роста внутреннего туризма стали Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи, которые привлекли более 2,7 млн посетителей-россиян. Они потратили там 63 млрд рублей.
Это тоже часть внутреннего туристического рынка. Кроме того, общий патриотический информационно-психологический фон спровоцировал рост популярности и тех туристических мест в стране, которым не помогали мощные информационные поводы: Алтайские горы (рост количества туристов на 22%), Озеро Байкал (рост на 31%), Золотое кольцо России (плюс 19%). Как сообщил, выступая в Ялте на туристическом форуме «Юг России – 2015», глава Ростуризма Олег Сафонов, внутренний туризм в России вырос по итогам года на 30-40%.
Если рассматривать туристический рынок как субъект реального сектора экономики, благополучие которого находится в прямой зависимости от динамики объема денежной массы потребителей, то лучшим вариантом будет тренд на развитие въездного и внутреннего туризма с одновременным ослаблением выездного сегмента рынка. Одним словом, российская экономика в целом выиграет, если народ будет вместо того, чтобы отдыхать за рубежом и тратить там заработанные в России деньги (которые являются неотъемлемой частью нашего ВВП), путешествовать внутри страны и, соответственно, оставлять эти деньги в экономике, чтобы они дальше работали в составе реальной денежной массы.
На эту же цель работает и въездной туристический рынок, только добавляется еще дополнительный рост спроса на национальную валюту со стороны иностранцев (то есть происходит естественная поддержка курса рубля). Стратегически наше правительство эти прописные истины понимает и старается стимулировать наступившие тренды через различные программы поддержки. Отлично стартовала программа субсидирования авиаперелетов до основных российских курортов – Крыма, Сочи, Алтайского края, и даже Сахалин недавно туда был включен. Началось привлечение азиатских инвестиций в гостиничный и курортный бизнес – в российско-китайском Банке развития появилась специальная программа со льготными ставками.
Введены административные ограничения на выезд за рубеж работникам МВД, ФСБ и Минобороны с одновременным воссозданием разветвленной сети ведомственных пансионатов и санаториев на черноморских побережьях страны, в крупных городах в сезон были проведены PR-кампании «Отдыхай в Сочи» и «Отдыхай в Крыму», в Китае заключены договоры с крупными туроператорами. В целом, работа ведется по всем направлениям рыночного продвижения как в серьезном туристическом бизнесе.
Специалисты лишь отмечают, что делать все это надо более оперативно и агрессивно, чтобы не упустить исключительно благоприятную валютную и внешнеэкономическую конъюнктуру.
Александр Шахворостов