Эти хрупкие грунтовки
За последнее десятилетие дороги в нашем районе стали главной артерией, по которой движутся транспортные потоки. Значение их с каждым годом возрастает, однако за ним не успевает рост финансирования, выделяемого на содержание и ремонт.
Отчего дороги так разрушаются, с чем это связано и как можно исправить положение - такие вопросы мы обсуждали с директором Мотыгинского филиала «Лесосибирск-Автодор» Андреем Петровичем ГОЛОВИНСКИМ, отправившись в дальнюю поездку на север района, а точнее – на «ленинградскую» дорогу, где сейчас идет ремонт дорожного полотна.
Сразу за Раздолинском начинаются непроезжие участки дороги. Почему они стали еще хуже? Зима была на редкость теплая, с большими снегопадами. Дорожное полотно не промерзло, как в прошлые зимы. Резкое весеннее потепление дало результаты: грунт в дорожном полотне пропитался водой и стал похож на кашу. Это я увидела своими глазами, когда мы проехали чуть дальше.
Сейчас по нашим дорогам идут махины 25-50-тонников. НАШИ ДОРОГИ не приспособлены под такие нагрузки. Возрастает не только грузовое давление, но и интенсивность прохода. Все это отслеживают дорожники, поэтому от их желания и даже предпринимаемых усилий не зависит состояние наших дорог.
Перед тем, как выехать на «ленинградку», мы, естественно, не могли миновать раздолинскую многострадальную «трассу», которая год от года все более «валится», особенно на первых километрах от Мотыгино.
- Андрей Петрович, в планах есть ремонт раздолинской дороги, сколько на ней опасных мест?
- Да, будем делать сплошной ямочный ремонт, где образовалось вспучивание грунта. Надо сделать около 5 тысяч кв. метров. Особенно трудные – от 4 до 15 километра. Причем «заплатки» на асфальте делаем каждый год, но вокруг них старый асфальт крошится, идет трещинами. Зрелище не из приятных. О ремонте этой дороги мы заявляли не один раз.
- Эти работы были в планах на этот год, обеспечены финансированием?
- В общем текущем содержании финансирование заложено в «общих видах работ», а в «ремонте» не стоит. Неизбежный процесс разрушения асфальтобетонного покрытия на этой дороге идет и будет продолжаться, потому что за последние 22 года собственник (КРУДор) должен был минимум три раза отремонтировать дорогу. Однако этого не произошло.
Дорога была отличной еще десять лет назад и, если бы ее поддержали ремонтом, то такого бы не было. Произошла деформация основания дорожного полотна. Теперь надо убирать асфальт, делать другое основание и прокладывать новое асфальтобетонное покрытие.
Причиной разрушения дороги стали не только мороз и жара, но и возросший грузопоток на этой дороге, она - единственная между большими поселками. Большегрузы с предприятий идут с севера на нижние склады в Рыбном и Мотыгино. На эту же дорогу выходят лесовозные пути. Для всех эта дорога очень важна, однако в ремонте пока никто не желает участвовать.
- Надзорные органы могут предъявлять собственникам дороги свои требования?
- Конечно, могут, но от того, что за-кроют дорогу, легче никому не будет. Чтобы начать исправлять положение, должны подключиться местные и районные органы самоуправления. Они должны лоббировать интересы района в развитии транспортной инфраструктуры. Пока такие положительные сдвиги мы видим только в отношении дороги Стрелка – Новоангарск.
Северная часть нашей дорожной сети давно забыта. Мы со своей стороны делаем, что можем. Участвуем, как филиал, в программах на уровне своих средств, совместно с нашим центральным филиалом, частично - с районными властями.
Хочу с уверенностью сказать, что если наша программа-максимум воплотится в жизнь, то в ближайшем будущем откроется возможность финансирования ремонта раздолинской дороги. При условии, если не разразится очередной кризис в стране. Если пять лет назад еще можно было обойтись минимальными затратами, то сейчас требуются большие капиталовложения.
- Наверное, водители на раздолинской дороге изучили каждую ямку?
- Любой водитель ощущает все дефекты дороги. А особенно в эту весну, когда наблюдается вспучивание грунта на всех дорогах. Сильнее всего пострадали дороги на севере, на юге района было спокойнее.
Мы успели исправить ситуацию на дороге Рыбное - Первомайск без особых потерь. Есть, конечно, напряженность на участке между Первомайском и Слюдрудником, там работает бригада автосамосвалов. Есть еще размытый участок возле Машуковки, и там устраняем весенние дефекты. Большой перелив был у Никольска на 14-м километре, на нулевом км у Машуковки, на 25-м км. Возим камень и щебень с карьера Горевского ГОКа.
Уже устранены все промоины на участке 45-60 километр. На других дорогах левобережной части больших пучин нет.
- Как пережил зиму участок объезда Первомайска?
- Обход «вышел» из зимы хорошо, пучин нет, есть ожидаемые просадки нового полотна. Сейчас готовимся к выходу на продолжение строительства обхода. Скорее всего, это будет в июне.
- До октября успеете завершить?
- Выбора нет, работать будем в две смены, там два серьезных объекта.
- На орджоникидзевской дороге работали?
- Да, на этой дороге были переливы воды, размывы полотна. Часть мы ликвидировали. Критической ситуации для перевозок нет. Планируем работать на этой дороге позже. Сейчас все силы брошены на ремонт участков дороги Раздолинск - Партизанск.
- Почему?
- В прошлом году мы не смогли уделить внимание «ленинградке». А весной по дороге активное движение тяжеловесного транспорта продолжалось - это основная причина, которая повлияла на нынешнее состояние дороги. Образовались пучины, просадки в земляном полотне длиною в 300-400 метров. Здесь при таянии снегов было большое подтопление земляного полотна, перенасыщение его талыми водами. Работы начались две недели назад, задействована бригада В.П. Заставского и наемный транспорт, всего 20 единиц техники.
- В планах предприятия был этот ремонт?
- Нет, это непредсказуемые и внеплановые ситуации. У нас было намерение начать работы на других объектах. До конца мая будем трудиться на «ленинградке».
- Как в нашем районе выполняется постановление по запрету проезда большегрузных машин весной?
- Частично. Проверить перегруз без специального оборудования невозможно. Раньше наше предприятие занималось такой работой, потом законодательство изменилось, и теперь проверкой должен заниматься КРУДор. Однако собственник находится в 400-500 км от места производства работ.
- Районная администрация может осуществлять контроль?
- Она – полноправный представитель и хозяин на территории Мотыгинского района и должна быть в первую очередь заинтересована в сохранности автодорог. Один из критериев, который могут осуществлять органы местного самоуправления на уровне краевых структур и министерства транспорта, – это участие в схеме, разработанной и внедренной первоначально в Северо-Енисейском районе – по выставлению дорожного знака об ограничении общей массы транспортного средства с грузом в распутицу. Функциональность дорожного знака также контролирует ГИБДД.
Сейчас они могут проверить только наличие или отсутствие разрешения на проезд в распутицу. Когда на дорогах будут стоять соответствующие знаки, то проверяющий будет иметь право проверить товарные накладные, соотнести указанную в них массу товара с общей массой автомобиля и сделать выводы.
Промышленные предприятия в районе быстро развиваются, уже нет тех машин, под которые строились эти дороги. Большинство машин трех-, четырехосные. В прошлом году был круглосуточный вывоз продукции таким транспортом.
- Дороги уже переданы поселениям?
- Дело пока не доведено до конца. КРУДор предложил поселениям формировать пакет документов на основании постановления. Но механизм передачи не продуман, финансирования - минимум. А ведь в поселениях есть дороги с серьезными инженерными сооружениями, требующие хорошего финансирования. Например, такого, как сейчас выделяет край на дороги первой категории. Думаю, еще год-два край будет содержать эти дороги.
- Андрей Петрович, сколько нужно денег, чтобы дороги в райцентре стали действительно хорошими?
- На последней сессии мы начали готовить пакет документов по заявке, направленной администрацией поселка в наш филиал. Специалисты предприятия и администрации Мотыгино проехали по дорогам и определили максимально разрушенные участки, определили виды работ.
- А жалобы жителей учитывались?
- Да, в том числе. Наметили перекрытие асфальтобетона на семи участках. По нашим расчетам стоимость работ - около шести млн рублей. Общая сумма ремонта всех асфальтобетонных дорог в Мотыгино - в десять раз больше.
- Почему не отсыпают дороги гравием? Раньше это было ежегодно.
- Грунта, как такового, рядом в Мотыгино нет, его нужно заготавливать заранее, складировать. В этом должны быть заинтересованы поселковая власть и районная администрация. Районный центр не должен финансироваться по остаточному принципу.
Если в течение года выделять на ремонт дорог Мотыгино около 20 млн рублей, то за ПЯТЬ ЛЕТ мы могли бы отремонтировать 90 процентов дорог поселка и «одеть» в асфальт те улицы, которые для этого пригодны.
В настоящее время идет необратимый процесс разрушения дорог и через год восстановить их будет невозможно. Сейчас распределение средств можно сделать более оптимальным. Программный бюджет предполагает участие в краевых программах, а у нас в районе нет защищенных программ, мы не вошли ни в одну краевую программу. Краевое субсидирование выделяется ежегодно, поэтому в год мы могли бы ремонтировать дороги хотя бы в одном, двух поселках.
- Будете работать на дороге Бельск - Рыбное?
- Крупные работы - в плане на следующий год. Из зимы участок вышел плохо, были пучины.
- Как живет асфальтобетонный завод?
- Это единственный на весь район завод, без него нам не обойтись. В прошлом году мы попытались привезти эмульсию, но не получилось. Поэтому будем работать с горячим асфальтом, как прежде.
С трудом наша машина проезжает по глубоким колеям на трех участках «ленинградки». На обочинах видны небольшие озерки, которые образованы либо природой, либо искусственно, и они в большей степени влияют на состояние дорог. Слева - огромное болото с подсохшими кочками, справа между деревьев виден еще не растаявший снег. А в каком-то месте вода подходит совсем близко к обочине.
Недалеко виднеются экскаватор, грейдер, мощные самосвалы один за другим высыпают скальный грунт в полутора - двухметровую канаву. На автогрейдере работает В.Г. Мосин.
- Андрей Петрович, какие работы проводите на дороге Раздолинск - Партизанск?
- Работы ведем на участках 20-23, 25-27, 30 км. Идет удаление пучинного грунта, который сильно деформирован из-за воды. Вместо него нужно засыпать скальную породу. Возим его с карьера Горьевского ГОКа (на Боголюбовском), берем из дражных отвалов. Сланцевый грунт, из которого сделана дорога, пригоден для устройства земляного полотна, но при попадании внутрь воды он разлагается, превращается в глину, и происходит пучинообразование. Летом, конечно, пучины высыхают, однако, грунт уже просел. Пока не удалишь его, могут возникать пучины при дождях. Если зимой грунт промерзает на полтора-два метра, то летом он может просохнуть только на метр. А на «ленинградке» и других дорогах, которые входят в число пятисот км, обслуживаемых предприятием, водоотводов почти нет.
- Кто контролирует вашу работу?
- Два раза в месяц от заказчика приезжает куратор межрайонного отдела Управления дорог по Красноярскому краю, оценивает работу.
Свернув у развилки Партизанск - Южно-Енисейск, мы попробовали проехать в сторону «Удерейского» (Новоангарский ОК). На пути разлился бурным потоком таежный Удерей. Вода затопила мостик, но благо, что он сделан из бетонных плит, поэтому машины с небольшой осадкой еще могут проехать. И наша машина со второй попытки поехала по мостику.
В сторону Партизанска дорогу начало размывать довольно сильно, ручьи в три ряда пересекают ее поперек.
Мы развернулись и отправились в обратный путь. Андрей Петрович встретился с дорожным мастером В.И. Заставским, обсудил с ним текущие моменты, поговорил с рабочими.
Люди работают недельной вахтой по 12 часов, иначе не успеют сделать задание в срок. Кормят их в столовой «Удерейского», рабочим выделяют деньги на пайковое питание, отдыхают они в дорожных домиках, лениться здесь некогда, работа подгоняет. А результат уже виден: на нескольких многометровых участках поблескивает свежий грунт – дорога отремонтирована.
В планах дорожников – ремонт на участках дорог, ведущих к Партизанску и Южно-Енисейску. Сейчас на предприятии трудятся 110 человек, это больше, чем зимой, потому что пришли наемные рабочие. Их труд мы видели: вдоль обочины раздолинской дороги стоят мешки с собранными «подснежниками». За сезон дорожники вывозят десятки КамАЗов мусора, который за зиму накопился у проездных путей.
Андрей Петрович, оглядывая свое дорожное хозяйство, подмечает, где надо проложить трубку, где что-то убрать, где подсыпать, и обязательно помнит, на каком километре. Все это потом обсудят на планерках с мастерами, чтобы решить главную задачу – сделать наши районные пути-дороги проезжими.
Наталья МОРОЗОВА