Ледовый вопрос
Тема транспортного сообщения в Мотыгинском районе, пожалуй, также актуальна, как и любовная тематика для всего человечества: уже столько сказано в прозе! Осталось дождаться, когда дорожные шлягеры будут распевать на вечеринках земляки, а в школьную программу войдут трогательные строки местных путешественников. Да и проблема, как неизлечимое заболевание: обостряется по весне и поздней осенью. Но худо ли - бедно человечество вообще, а мотыгинская республика в частности научилась решать свои важнейшие вопросы. Нет-нет да и преподнесут Высшие силы какой-нибудь сюрприз в уже, казалось бы, устоявшийся ход событий. Вот и сейчас улавливается грустный и разочарованный взгляд при встрече человека с непокорной стихией Ангары, нет единения намерений: дорожники желают льда, а река – свободы.
О том, когда дорожные строители начнут возведение ледовых переправ, мы попросили рассказать начальника Мотыгинского филиала ГП «КрайДЭО» А. П. ГОЛОВИНСКОГО.
Впрочем, Андрей Петрович в своем рассказе вышел за пределы озвученного вопроса и рассказал об альтернативных методах решения транспортного вопроса.
- В самом начале прошлой недели на реку Тасееву уже была направлена техника и оборудование для создания ледовой переправы. Несмотря на наличие полыньи в районе наведения зимника, при достаточно обильных снегопадах и низкой температуре воздуха наша бригада на Тасеевой в самое ближайшее время сможет приступить к намораживанию дороги.
Уточняя сроки начала работ, хочется сказать, что согласно многолетнему опыту при температуре минус 7-10 градусов намораживание льда практически не происходит: под тонким верхним слоем льда вода не замерзает. Нужен мороз, чтобы создать дорогу толщиной 95 см для проезда транспорта массой до 25 тонн. Таким образом, бригада из пос. Машуковки, состоящая из пяти человек, находится в полной готовности в ожидании замерзания полыньи. На строительство переправы доставлены материалы, помпы, топливо. Пока на Тасеевой ледостав не прошел окончательно, наблюдается подвижка льда. При наличии необходимой температуры и отсутствии полыньи дорожным строителям потребуется десять дней, чтобы залить дорогу шириной 30 метров и длиной 750 метров.
Ситуация на главной артерии района, реке Ангаре, совсем не утешительная: в месте традиционной ледовой переправы стоит большая полынья в районе села Рыбного. Мы прорабатываем варианты строительства переправы через острова и в обход полыньи. А пока самой ближайшей по времени возможностью добраться автотранспортом в г. Красноярск является путь через село Богучаны. Там река Каменка уже окончательно встала. Хотя большая часть дороги до Богучан относится к ведению соседнего района, но мы, тем не менее, берем обязательства и заливаем двухсотметровую ледовую переправу. В конце последней недели ноября туда будут доставлены материалы, помпа и топливо. Собственно работой будут заниматься люди, проживающие непосредственно в деревне Каменке.
Двоим рабочим потребуется около десяти дней, чтобы создать переправу с выходом на Богучаны на долгий тысячекилометровый крюк до краевого центра. В полномочия нашего филиала ГП «КрайДЭО» входит содержание зимней дороги в западном направлении: уже вернулась дорожная техника, очистив дорогу до деревни Каменки, проделав путь длиной 150 км в одном направлении.
Если в западном и восточном направлении все под контролем, то основной зимник через Ангару не дает покоя: оптимальным вариантом, очевидно, будет решение о строительстве ледовой переправы в обход полыньи. Тогда крюк через полынью составит 3800 метров, и ограничение по нагрузке будет всего до 10 тонн. Не исключен вариант, что произойдет подвижка льда, вследствие чего образуется так называемый «зажор» - лед схватится, что позволит построить переправу в традиционном месте.
Бригада дорожных строителей уже скомплектована. Как показывает опыт предыдущих лет, бригаде численностью 10 человек потребуется 20 дней, чтобы соединить правый и левый берег Ангары прочной ледовой переправой. Минимальный рекорд – 18 дней для проезда транспорта массой до 25 тонн. 15-тонные машины смогли добраться на левобережье через 10 дней со дня начала строительства переправы - такой была практика в предыдущие годы.
Природный фактор – этот компонент является одним из основных в успехе работы дорожных строителей, поэтому всегда приходится привязывать свои планы к мнению «небес». Но размещающиеся сведения о погоде на метеопортале оправдывают ожидания лишь на треть – так опять-таки говорит многолетний опыт наблюдений. За последние пять лет работы дорожников постоянным тормозящим фактором становится все та же злополучная полынья.
А заглядывая в обозримое будущее, появляется все меньше поводов смотреть с оптимизмом на транспортную схему Мотыгинского района: впереди запуск в эксплуатацию первой очереди Богучанской ГЭС, еще одна плотина на Ангаре вряд ли будет способствовать скорейшему ледоставу. Все прекрасно понимают последствия строительства Мотыгинской ГЭС, поэтому одним из самых актуальных вопросов ближайшего будущего будет строительство автодороги по правобережью с выходом на г. Высокогорск, что находится на левом берегу Енисея. Но кроме туристической экскурсии представителей ЗАО «Полюс» и представителей администрации Мотыгинского района на гусеничной единице техники дело дальше не пошло. На самом деле построить такую дорогу для колесного транспорта совсем не просто: это же не просеку для танкетки пробить. Дело, в первую очередь, осложняется тем, что предполагаемая дорога длиной около 200 км пройдет в изголовье малых рек по низменностям. Отсюда проблема преодоления заболоченной местности, пересечения многочисленных водоразделов с вытекающими последствиями.
Впрочем, за нашими дорожниками дело не станет: будут выделены необходимые средства – они будут освоены, и район получит новую транспортную схему в альтернативу уже набившей оскомину проблеме строительства ледовых переправ через уже плохо замерзающую Ангару.
Таким образом, из всех дальних объездных путей через Богучаны или на север через Партизанск и Пит-Городок с выходом на Лесосибирск, что подразумевает тысячекилометровый крюк, дорога на Высокогорск могла бы стать действительно решением давней проблемы. Да только разговоры о проекте строительства ведутся в сослагательном наклонении и далеки от начала воплощения идеи.
Беседовал Андрей ЗЕНИН.