Восстановить - значит, сохранить
Промышленная добыча ископаемых из недр земли, как известно, имеет несколько сторон. Мы иногда огорчаемся, если видим развороченную почву - кажется, что лунный ландшафт уже невозможно вернуть в то состояние, когда земля покрыта травой, на ней растут кустарники и деревья. Вторая сторона – добыча полезных для человека ископаемых влияет на рост экономики района, а значит, на наше благосостояние.
Без нарушения поверхностного пласта земли невозможно добыть что-то из глубины. Но чтобы компенсировать ущерб для окружающей среды, закон предусмотрел такую меру, как рекультивирование земель после их использования. Чем и занимаются все горнодобывающие предприятия района.
Очередная рекультивация земель была принята комиссией администрации района 18 августа на трех участках, отработанных Ангарской ГРЭ при добыче драгметалла в верховьях реки Татарки.
В состав постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель, расположенных на территории Мотыгинского района, входили: главный специалист отдела экономики, планирования и стратегического развития администрации района А.А. Несмеянов, он же – зам. председателя комиссии; начальник отдела имущественных отношений С.П. Заря, он же – секретарь комиссии; депутат Мотыгинского райсовета П.А. Бычков; зам. руководителя КГБУ «Мотыгинское лесничество» Д.Н. Еремеев; госинпектор Службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Ю.А. Козлов; зам. начальника Богучанского МРО госконтроля, надзора и охраны водных биоресурсов Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству А.А. Горбунов; инженер АГРЭ П.А. Шитов, начальник карьера АГРЭ В.Г. Дедулов.
Расстояния у нас таковы, что, выехав на двух автомашинах в начале десятого утра из Мотыгино, только в обед мы прибыли на место. Участки, которые принимала комиссия, расположены на границе с Северо-Енисейским районом. Чтобы попасть на них, надо пересечь границу с соседями, четыре километра проехать по их землям, потом снова свернуть на территорию нашего района. Реки и ручьи в тайге сейчас в спокойном состоянии, а вот в весенний разлив по ним с трудом проходят вахтовые и грузовые машины. Наша дорога вела через реки Удерей, Малую Пенченгу, ручей Ивановский, реку Большую Пенченгу, ручей Медвежий. На одном из участков ручей впадает в реку Татарку. Понятно, что многочисленные ручьи и речки помогают в работе гидромонитора, который используют для промыва породы.
Восьмилетняя работа по разработке трех полигонов по добыче россыпного золота закончилась. Рекультивация прошла в соответствии с проектами освоения, которые согласованы по каждому участку. Общая площадь составляет 77, 9 гектара. Рекультивационные работы выполнены как горнотехнический этап и для содействия естественному возобновлению лесных насаждений, то есть было сделано нанесение плодородного слоя на переработанный грунт. Объем работ выполнен большой, в чем комиссия убедилась на месте.
Приемка состоит из двух этапов – горнотехнического и биологического. Комиссии предстояло принять горнотехнический, который выполнен, как нанесение плодородного слоя на грунт, в котором происходит самозарастание растительностью.
На сдаваемой площади расположены два водоема искусственного происхождения, которые играют роль противопожарных водоемов и утверждены проектом освоения лесов. Водоемы окружены большими дамбами, поэтому размыв исключен.
Временные объекты (деревянные постройки для поселка) убраны. План по платежам при ущербе рыбному хозяйству в предприятии принят, действует и выполняется.
Уже на месте можно было убедиться в том, что те участки, где были выработки, выровнены бульдозерами, насколько возможно. Мы проезжали полигоны, которые были рекультивированы три года назад и на них уже есть значительная поросль травы, кустов. Затем здесь вырастут лиственные деревья, а потом хвойные, которые имеют наибольшую ценность для экологии.
Как говорит Павел Викторович Шитов, Татарка отдала свое золото, но уходить жалко. Здесь металл добывали еще старатели сто лет назад. После них в земле находили ломы, кованые гвозди, а самый значительный раритет, который геологи передали в краеведческий музей, – чугунные весы 1875 года изготовления. Еще одна археологическая находка – копейка 1929 года.
За эти годы, что работали наши геологи, попадались им чистые самородки, самые крупные весом в 418 и 390 граммов. Но если раньше чистые самородки отделяли от песка при приемке на заводе, оценивали в два, три раза дороже и оставляли на хранение, то теперь они идут в общий вес и переплавляются с остальной добычей.
Идешь по этой земле, и кажется, что она не пустая, и в ней все равно что-то есть, достойное внимания геологов, добытчиков, старателей. Возможно, через несколько лет сюда придет кто-то еще и, как ни странно, снова будет добывать металл, потому что весь выбрать его из буквально «золотой» земли невозможно. Да и когда работает гидромонитор, размывая грунт, десять процентов все равно смывается мимо решеток.
И вот мы в поселке геологов. Основные строения убраны, осталось три балка и несколько единиц техники, которую отведут отсюда вслед за комиссией. На стене первого балочка табличка «ул. Карла Маркса, 5». Кто ее сюда прибил, геологи уже не помнят, но была она здесь и восемь лет назад. Прожита целая эпоха в жизни золотодобытчиков, спаялся крепкий коллектив, вложивший свой труд и проливший свой пот в эту землю.
По заключению комиссии, которая подписала протокол о проведенной работе, общий объем рекультивации на трех участках составил 177 тысяч кубометров положенного грунта, оставлены два противопожарных пруда с дамбами. Работы по рекультивации начались еще прошлой осенью и велись в августе нынешнего года, работали два бульдозера и экскаватор.
По заключению А.А. Несмеянова, работы выполнены технологично, замечаний у комиссии не было. Геологи даже улучшили местный ландшафт, а водоотстойники в труднодоступных для человека местах будут способствовать разведению водоплавающих птиц и рыбы.
Наталия ВАСИЛЬЕВА
На снимке (слева направо): А.А. Несмеянов, Д.Н. Еремеев, П.А. Шитов, П.А. Бычков, А.А. Горбунов.