«Малыши» как барометр экономики
Как же интересно тогда всё начиналось. Были статьи в СМИ с поддержкой и с осуждением, и как только не называли его в народе, а он все рос и взрослел, где-то был умным, где-то наглым или скромным, но он твёрдо решил для себя, что будет жить в этом несовершенном мире, отстаивать свои права и развиваться.
В каком он сейчас реальном биологическом возрасте - сказать трудно, но если бы он уже был взрослым, уверенно стоял на ногах и его было бы очень много, нам всем, наверное, было бы хоть немного легче.
Государство окрестило его «малый бизнес», немного научило разговаривать на языке налоговых органов, рассказало, как нужно и не нужно общаться с властью, немного даже приласкало – дитя-то родное все-таки.
На этом все, дальше пусть сам идет куда пожелает, решило государство, и он пошёл, когда тяжело и трудно, когда весело и беззаботно. Но весело - это редко, а в основном - тяжело и трудно.
У нас в районе также есть малый бизнес, а редакции удалось поговорить с Сергеем Анатольевичем Венгловским, который занимается несколькими производственными направлениями.
- У нас на предприятии работает 11 человек, текучести кадров нет. Зарплату платим вовремя, задержек по ней нет. Работаем уже три с половиной года, – рассказывает Сергей Анатольевич. - Занимаемся распиловкой леса и реализацией пиломатериала, имеем небольшую лесосеку, когда есть предложения, оказываем услуги по распиловке. Зимой заготовленный пиломатериал складируем, реализуем летом, когда идут строительные работы. В этом году пиломатериал расходится хуже, хотя цена на него не повышается уже три года, видимо, кризис все-таки чувствуется.
В Мотыгино мы занимаемся уборкой мусора из контейнеров и несанкционированных свалок, откачиваем септики. Также сами производим брусчатку разных фигурных форм. Кстати, на всех остановках в Мотыгино положена именно наша брусчатка, делаем и большую брусчатку для тротуаров размером 50 х 50 сантиметров.
Пользуясь случаем, хочу поделиться информацией для жителей Мотыгино о многострадальной общественной бане.
В настоящий момент баня передана мне по договору в доверительное управление, в конце этой или в начале следующей недели мы сделаем предварительный осмотр и определим объём работ.
Хочу предупредить все вопросы о сроках «запуска» бани: дело это небыстрое. Будут вопросы по подключению электроэнергии, потому что собственник бани - администрация Мотыгино, и она должна определиться, как будет действовать в решении этих вопросов. Надо заново делать оценку имущества, и понятно, что на это уйдёт определённое время и деньги. Я, как бизнесмен, естественно, заинтересован в быстром запуске бани и буду к этому стремиться, но мы все понимаем, что пришло непростое время, и ситуация может измениться одномоментно.
Да, трудно не согласиться с Сергеем Анатольевичем, мы помним о прошлых кризисах. И дефолт 1998 года, и провал 2008-го, и малозамеченные большинством банковские кризисы 1995 и 2004 годов проходили по одной и той же схеме: резкое, почти одномоментное, ухудшение ситуации от двух до шести месяцев, и длительное плавное восстановление.
Мы вошли в другой кризис. Уровень жизни большинства, как свидетельствует потребительское поведение, начал снижаться летом 2013 года. Бегство капитала и девальвация начались в январе 2014 года, при дорогой нефти. Это не удар — это медленное удушение коррупцией и монополизмом. И нам жить в нем долго.
ХХ век был жестоким и умным. Исследования доказали: в лагерях, тюрьмах и кризисах первыми погибают оптимисты — те, кто ждет, что беда вот-вот кончится. Выживают и в итоге преодолевают кризис пессимисты, принимающие беду как новые правила, установившиеся надолго, к которым надо приспособиться и в которых надо жить, если их нельзя изменить. И очень хочется верить, что наши «малыши» выживут и окрепнут.
Давайте представим, что в районе условно 300 малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, где работает 3000 рабочих, которые занимаются не «купи-продай», а реальным производством: строят, производят стройматериалы, занимаются растениеводством и животноводством, ведут переработку сельхозпродукции и выдают широкий ассортимент продуктов питания, имеется своя оперативная лаборатория за контролем качества продукции, у нас шьют одежду, производят отличную мебель и так далее.
Был бы нам тогда страшен кризис и санкции? Да мы этого просто не заметили бы. Что-то подобное было в советское время. Не так давно было предложение патриотической части руководства страны оценивать работу регионов по уровню развития производства, в том числе и в районах; но ситуационные условия так и не были созданы.
Сегодня применительно к нашему району можно сказать: если начнут закрываться «малыши», занимающиеся реальным производством, это будет тревожным сигналом для нас всех.
Александр ШАХВОРОСТОВ