Даёшь ледовые дороги!
Однако всему свое время. Как нельзя заставить ранетки созревать в мае, так невозможно принудить огромную массу воды превратиться в лед за считанные часы. «Спокойствие! Только спокойствие!» - как призывал нетленный швед Карлсон из мультфильма.
Уедем все. Кто куда пожелает: хочешь - на правобережье, хочешь – на левобережье. Так дайте же время дорожным строителям, которые уже приступили к исполнению запланированного. О том, как проходит строительство ледовых переправ, рассказывает руководитель Мотыгинского филиала ГП «КрайДЭО» А. П. ГОЛОВИНСКИЙ.
- На 2 декабря на ледовых переправах, строящихся Мотыгинским филиалом ГП «КрайДЭО», состояние дел выглядит следующим образом: на реке Ангаре в районе с. Рыбного 30 ноября начались работы по намораживанию льда. На первый раз уже пролита поверхность готовящейся дороги на 90 процентов. А от правого берега до середины провели заливку на два раза. Сейчас бригады дорожных строителей ведут работу у левого берега в месте полыньи, увеличивая толщину льда на опасном участке, там, где позднее всего прошел ледостав.
Работы ведутся усиленными темпами. Так, до начала работ толщина льда составляла всего 5 сантиметров, а через два дня - 15-20 см. Бригада, состоящая из 12 человек, применяет мотопомпы различной мощности: как показывает опыт работы предыдущих лет, целесообразно использовать малые помпы весом до 20 кг в сложных условиях двухметровых торосов. Немаловажным является надежность помпы, способной работать при предельно низкой температуре – до минус 40 градусов.
Строительство ледовой переправы этой зимой будет «боевым крещением» для молодого мастера С. Ю. Наумова, который, получив диплом специалиста, нынешним летом принят на работу в наше предприятие.
О сроках говорить сейчас преждевременно: три дня работы не могут служить основанием для каких бы то ни было выводов.
Протяженность переправы через Ангару составит около 1800 метров: замерзающая полынья находится ниже по течению, вокруг которой предполагается небольшой изгиб длиной около 150 м. Задача – обеспечить максимальный запас прочности при минимальном отступе от полыньи согласно существующим нормам.
Здесь следует быть предельно аккуратными: как показал опыт предыдущих лет, господствующий западный ветер способен сломать кромку льда даже толщиной 1,5 метра. Но при продолжающихся снегопадах и достаточно низкой температуре есть надежда, что полынья замерзнет окончательно.
Всем понятно, что дорогу нужно делать скорей. И бригада дорожных строителей трудится без выходных в течение восьмичасового рабочего дня. Говорить о двух сменах работы на переправе нецелесообразно по нескольким причинам: во-первых, требования по технике безопасности не предполагают труд на переправе в темное время суток. Семь лет назад наши бригады заливали переправу ночью. Кроме низкой производительности труда также бывали случаи, когда рабочие проваливались в лунки для забора воды.
Сейчас при работе в дневное время рабочие выполняют запланированный объем работ при максимальной производительности.
И все же говоря о сроках, следует сказать о пропускной грузоподъемности переправы: если переправа выдерживает минимальную нагрузку до 5 тонн, то сразу возникает вопрос о мерах по ее охране. То есть под знак до 5 тонн пытаются проехать все подряд – от УАЗа до КамАЗа. Бывали случаи, когда на сторожевые бригады недовольные водители бросались и с лопатами, и с монтировками, и прочим. Поэтому на проектную мощность вначале выйдет переправа с пропускной способностью до 15 тонн – запланированные сроки позволяют нам это сделать. Хотя говорить о времени начала действия переправы пока рано.
Ситуация на переправе в районе пос. Машуковки стала лучше: полынья в этом месте замерзла с искусственной помощью. Нашими силами там было сделано инженерное сооружение: натягивали тросы и веревки, бросали ветки, бревна, доски, чтобы удержать поток шуги. За день полынья прирастала льдом до 150 метров в длину и ушла за кромку предполагаемой переправы. Там сейчас уже трудится бригада строителей, разбивая торосы и начиная намораживать слой льда.
Также можно назвать стабильной и ситуацию в районе пос. Первомайска: в течение дня бригады дорожных строителей проливают всю длину переправы. А в большие морозы будем стараться проводить два залива. Как показывает опыт, делать двойную заливку в течение дня неэффективно – вода просто не промерзает. Поэтому поторапливать дорожников на переправах при недостаточно холодной температуре считаю нецелесообразным – отработанную технологию нарушать нельзя. Таким образом, ледовые переправы через реки Ангару и Тасееву будут приняты в эксплуатацию одновременно.
Записал Андрей ЗЕНИН.