Авиаперевозки - людям
Пожалуй, небо обретает цвет классической лазури только в марте. Услышав в воздухе почти забытый звук самолетного двигателя, невольно вскинешь голову и… Наполненное такой синевой небо бывает, пожалуй, только в морозный мартовский день.
Однако если поводов для лирического повествования в нашей сибирской провинции может возникнуть великое множество, то разговор об авиации в местных широтах – вопрос сугубо социальный. И рассказать об этом согласился директор филиала «Аэропорт Мотыгино» федерального казенного предприятия «Аэропорты Красноярья» Александр Петрович Михалев.
Первым делом собеседник отметил кардинальные позитивные изменения, которые произошли в вопросе авиасообщений с Красноярском благодаря решениям Губернатора Красноярского края В.А. Толоконского после его делового визита в Мотыгинский район осенью прошлого года. И действительно, добраться до краевого центра на самолете теперь можно не только в период распутицы, но и круглогодично.
Так, с октября 2015 года до середины декабря на маршруте Мотыгино-Красноярск работал борт Л-410, способный взять до 19 пассажиров.
Но законы экономики ни навязать, ни отменить волевым решением нельзя, и поскольку самым главным для потребителя услуг является ценовой вопрос, то земляки предпочитают выбирать автотранспорт в зимнее время года. Поэтому на смену «элке» в январе на авиационную вахту за-ступила «Цесна».
Последняя способна вместить лишь до девяти пассажиров. А больше нам зимой и не нужно, если действуют зимники и есть выбор: на авто до города за тысячу, либо на самолете.
Однако в ценовом вопросе авиабилета есть загвоздка, с которой не согласен не только мой собеседник: берешь раньше билет – 2500 рублей, «горящий» билет обойдется еще на тысячу дороже. Но цену здесь определяет предприятие в Красноярске – «КрасАвиа».
Маленький С-208 самолетик будет действовать до апреля по прежней схеме – два раза в неделю, пока его «большой брат» будет находиться на профилактике в ангарах Красноярска. А при наступлении распутицы отдохнувший Л-410 выйдет на авиамаршрут с той же самой частотой рейсов: понедельник и пятница. Однако это решение не окончательное. (Есть вариант, что маленькая «Цесна» будет трудиться ежедневно).
Но машина есть машина, а главное в любом процессе - кадры. Их на сегодняшний день в ведомстве А.П. Михалева двадцать человек, что равно числу штата сотрудников аэропорта Мотыгино 2001 года. Эту дату Александр Петрович взял как последнюю временную прямую, при которой «Аэропорт Мотыгино» действовал круглогодично. Правда, машины тогда были еще советские АН-24, способные вместить до 40 пассажиров. Но для этого требуются особые условия в виде метеорологической и диспетчерской служб в нашем аэропорту.
То есть, выражаясь самым обычным термином, «сейчас уже как тогда». Однако не стереть из памяти директора события 2010 года, когда аэропорт Мотыгино готовился к полной ликвидации. Но отстояли, обратившись к тогдашнему министру энергетики и транспорта Красноярского края Д.Г. Пашкову. Победил здравый смысл, им руководствовался прежний губернатор края А.Г. Хлопонин. А с апреля 2013 наш аэропорт был переведен на систему финансирования из федерального бюджета, что позволяет содержать взлетно-посадочную полосу в надлежащем состоянии круглогодично. Так, два года назад была отремонтирована часть бетонного покрытия полосы и часть проблемного ограждения, которое являлось самой «коровоопасной». В перспективе планируется установить новый пятикилометровый периметр ограждения согласно современным требованиям безопасности. Согласно таким же требованиям будет установлена система видеонаблюдения, в том числе и на складе ГСМ.
А порядок и чистоту на взлетной полосе обеспечивает специальная уборочная машина КДМ, оснащенная щеткой, отвалом, пескоструйной установкой и бочкой для мытья бетонной полосы. Трактор «Беларусь» оснащен косилкой для скашивания травы в целях соблюдения правил пожарной безопасности в летний период. А «Газель» теперь доставляет багаж от помещения осмотра на борт самолета. Все эти три новые единицы техники появились в Мотыгинском аэропорту в течение последних двух лет.
Аналогичным образом ведется хозяйственно-авиационная деятельность и в других четырех аэропортах - в Северо-Енисейске, Туруханске, Подкаменной и Кодинске, которые входят в состав федерального казенного предприятия «Аэропорты Красноярья» в качестве пилотного проекта. Предположительно, опыт работы будет внедрен на территории Сибирского округа.
Отвыкли люди летать. Хотя удовольствие никогда не было дешевым, но в отдельных случаях пассажиры могут получить компенсацию за авиабилет.
А пока сейчас в марте загрузка авиабилетов на Мотыгино далека еще от полной. Но растопит солнце лед, и в апреле взгляды все чаще и чаще будут устремлены в небо. В том числе, чтобы полюбоваться лазурью.
Андрей ЗЕНИН