Вперед, на восток!
Как все реки в восточном полушарии земли движутся к северу, так благоустройство дорог в нашем районе устремлено в направлении на восток. Цивилизация с трудом, но упорно будет продираться через тернии с левого берега Ангары на правый уже в нашем обозримом будущем.
По крайней мере, в этом уверен директор Мотыгинского филиала «Лесосибирск-Автодор» А.П. Головинский. Кстати, предприятию в прошлом году исполнилось полвека. И надо справедливо признать, если бы не сохранился костяк коллектива и парк техники в трудные времена, то даже представить трудно, что было бы с нашими путями сейчас. Летали бы мы вертолетами.
Многие наши водители и пассажиры ворчат на дорожников – дескать, не так быстро работают, неправильно делают дороги, нет комфорта для «Жигулей» и «Мазды». Но согласитесь, пока действует запрет на проезд большетонников (который в крае продлили до 27 мая), можно проехать более-менее без потерь.
Как только запрет снимут, по дорогам района, не жалея дорожного полотна, двинется армия лесовозов, грузовиков, бензовозов. Да еще дождик будет ливневой, и наши пути поплывут, чтобы вернутся в то состояние, в котором они были прошлой осенью. Помните аварийные участки между Слюдрудником и Первомайском?
Знающие утверждают: кто говорит о том, что у нас «дороги плохие», тот не бывал, как говорится, в Северо-Енисейском районе, где 300 км можно преодолевать 24 часа.
Андрей Петрович ГОЛОВИНСКИЙ 23 мая решил проинспектировать работу дорожных бригад и пригласил с собой корреспондента, чтобы сотрудник редакции рассказал правду о дорогах.
Итак, выезжаем за пределы Мотыгино, и сразу начинается двухчасовое повествование о дорогах, на которых директору знаком каждый камешек и каждая ямка. Естественно, параллельно речь шла о планах на это лето и будущее.
Минимум от максимума
Ямочный ремонт на асфальтобетонных дорогах будет проведен, однако далеко не в том объеме, который хотелось бы, то есть - в соответствии с финансированием. В основном это касается дорог районного центра. Всего это 93 километра, включая оба берега Ангары. В течение последних трех лет дорожники интенсивно делали ремонт асфальтобетонного покрытия на дороге Мотыгино - Широкий Лог, объездной дороге Мотыгино.
Несколько недель назад путь до Раздолинска стал ровнее, все ямы и трещины, места пучин засыпали доломитовой белой крошкой. Это тот минимум, который позволило сделать государственное финансирование. Государство настроено на капремонт этой дороги только в том случае, если в нем примут активное участие те предприятия, которые эксплуатируют дорогу.
Понятно, что ямочный ремонт там делать сейчас даже нецелесообразно, потому что 90 процентов дороги уже пришли в негодность. Спасет ее только капитальный ремонт на основе частно-государственного партнерства, который предполагает снятие старого слоя асфальта и укладку нового, с учетом возросших нагрузок на дорожное полотно.
В первом квартале 2015 года были проведены совещания с участием промпредприятий именно по теме участия эксплуатационников в ремонте проезжих путей на севере района (Мотыгино - Раздолинск, Раздолинск - Южно-Енисейск – Партизанск). Например, предприятие «Боголюбовское» выделяет бульдозер, «Группа «Магнезит» - скальный грунт и щебень, «Васильевский рудник» - самосвалы, «Полюс» - экскаватор. В перспективе будет рассматриваться реконструкция участка раздолинской дороги с переносом с 17 до 24 км, так как под дорогой простираются залежи драгоценного металла. Который намерен добывать «Полюс».
Ремонт был, есть и будет
На подведомственных Мотыгинскому филиалу дорогах будет проведен традиционный ямочный ремонт, в том числе на подъездах к мостам на Нижней и Верхней Карнаевке, а также полтора километра сплошного асфальтобетона там же. В дальнейшем, как говорит Андрей Петрович, дороги, лежащие вблизи территории поселка, отойдут в ведение поселения Мотыгино, поэтому вместе с ними - и заботы о дорогах.
Намечено асфальтировать участок Красной горки и улиц Шоссейной и Партизанской, около 200 метров на улице Советской. Ямочный ремонт и покрытие в переходном типе запланированы на улицах Саянской и Солнечной.
Впрочем, можно задать себе вопрос – почему у нас не асфальтируют все улицы, доколе пыль глотать детям и собакам?
Ответ есть: щебень, битум и прочие ингредиенты асфальтовой смеси, а также транспортные и укладочные работы сейчас в ценах поистине золотые и «удовольствие дорогое».
Программа дорожных ремонтов, запланированная на три года, заканчивается в этом году. Далее опять состоится тендер и, может быть, в перспективе будут определены другие объекты.
В этом году отремонтируют три больших участка на дороге Мотыгино - Широкий Лог. Это 8-15 км (двухгодичная программа); на 19-22 км (левобережье) работала бригада В.П. Заставского, звено самосвалов, погрузочная техника. На 45-47 км (от развилки на Машуковку до Слюдрудника) до конца июня будет сделано земляное полотно, удален кустарник, заменены водопропускные сооружения, проведены общие строительные работы.
Программа по этим участкам разрабатывалась пять лет назад, когда большого разрушения не было. И пока «выбивали» финансирование для них, участки пришли в негодность, а за ними «поспели» и другие слабые места на дорогах, их ремонт рассматривается в дальнейшем (15-17, 22-35 км и другие).
Следующий ремонт ожидается на дороге между Слюдрудником и Первомайском (семь км).
Намечен ремонт дорог в Кулаково (переходное покрытие), а также между старым и новым поселком.
Напомним читателям и водителям, что между финансированием на содержание дорог и на их ремонт есть большая разница. Поэтому и усилия руководства предприятия по включению участков дорог в программу ремонта значительно возрастают. Что-то получается, что-то откладывают на перспективу, и исполнение местных планов зависит от того, что решат наверху.
Участок 47-54 км (Слюдрудник - Первомайск) в настоящее время находится на площадке торгов, по итогам будет определен подрядчик. На дороге много пучин, провалов в земляном полотне, несмотря на то, что в октябре прошлого года проводили трехнедельный ремонт на критических участках, всего там было высыпано около 11 тысяч кубометров грунта.
В настоящий момент проезд снова не очень комфортный. Этот участок попал в статью текущего ремонта по титулу управления автомобильных дорог по Красноярскому краю. Будет выполнена отсыпка дорожного полотна и устройство дороги с переходным типом покрытия (щебень), построят мост арочного типа за Слюдрудником (новое сооружение, которое дорожники еще не делали). Здесь высыпят около 100 тысяч кубометров грунта, 30 тысяч кубометров щебня. Средства, материалы и техника есть. Будут привлекать наемную технику. В сентябре участок будет сдан.
Работы распланированы до 1 октября, и в результате участок будет таким же, как обход Первомайска.
Битый небитого везёт
Если уж говорить всерьез и надолго о наших направлениях, которые до сих пор не могут стать полноценными автобанами, то нельзя не упомянуть многобитую «ленинградку» (65 км). «Бьют» ее все, кому не лень, а ремонтировать – ноль желающих.
Сейчас там бригада снова устраняет провалы на наиболее опасных участках, работает бригада самосвалов. То есть, работа наших дорожников в мае прошлого года провалилась под тяжестью 40-тонников предприятий уже до осени.
Для перевозки крупного тоннажа есть альтернатива – 30 км «ленинградки», идущей параллельно раздолинской дороге, которая сейчас не пользуется популярностью у грузоперевозчиков.
Теперь предприятия, которые хотят перевозить свои грузы по ним, должны будут использовать и содержать дороги за свой счет, и им запрещено пользоваться общими дорогами типа Раздолинской, по которой, конечно, удобно бежать лесовозам и бензоналивочным цистернам. А что потом будет с дорогой, по которой, между прочим, «Икарусы» ходят, им безразлично.
Внимание! Министерством транспорта края принято решение по выставлению знаков запрета проезда транспорта свыше 25 тонн на дорогах общего пользования до ноября. На карнаевских мостах в Мотыгино будет стоять знак ограничения грузоподъемности «20 тонн», фактически дорогу для большегрузов закрывают.
8-15 километр
Едем дальше. Впереди развернулась настоящая дорожная стройка, бригада мастера В.В. Овчинникова начала выпрямлять дорогу вдоль и поперек, и по обочине. Сделан временный объезд, установлена первая из четырех водопропускных трубок. А следом бригада уберет весь крупный камень, которым устлан объезд, и перебросит его на второй участок. Работают в бригаде два КамАЗа, экскаватор, бульдозер, два дорожных рабочих.
Работы начались неделю назад и закончатся не скоро, на следующий год будут делать отсыпку этих семи километров. А в перспективе – асфальтобетонное покрытие.
Директор с мастером прошли немного вперед, чтобы обсудить рабочие моменты.
Я отошла чуть подальше и задумалась, глядя на лес и дорогу.
Май на севере – странное время года
И холод еще не отпускает, и солнце становится горячее, то тучи распускают дождь, то так припекает, хоть загорай. Веселятся вовсю птицы, несмотря на шум техники, поскрипывают вековые деревья, как будто недовольны тем, что человек нарушил их покой. Наверное, люди всегда так – куда бы ни пришли, везде устанавливают свои порядки, грубо вгрызаясь в природу дорогами, пилами, тракторами. Одним словом, человек пока - завоеватель, который еще не умеет найти гармонию с окружающим миром. В этой связи мне отчего-то вспомнились кадры документального фильма об Аляске, где также еще сохранились поселения русских переселенцев. Там добывают нефть очень цивилизованно, на тундровых просторах видны одни нефтевышки-журавли, которые бесшумно кивают и кивают (как деревенский колодец), а кругом - окультуренная природная зона, чистота и порядок - чудо.
Наталья МОРОЗОВА