Хочется - как в Европе
Предлагаю помечтать о нашем районе, каким он будет через 20 лет. Конкретно – о дорогах. А вдруг и у нас будут гладкие серые автобаны, и непременно в укромных местах - фанерные полицейские для испуга гонщиков, чтобы, видя издалека его силуэт, водители уже снижали скорость (такая практика есть). Раскинутся красивые мосты через три реки, и возникнут прочие прелести цивилизации. А пока - есть, что есть.
Нашу сегодняшнюю дорожную действительность мы решили посмотреть вместе с директором Мотыгинского филиала «Лесосибирск-Автодор» А.П. ГОЛОВИНСКИМ.
В ведении предприятия - почти полутысячная протяженность дорог класса «грунтовые».
Левобережье
Переправились на пароме через Ангару. И сразу попали на недавно отсыпанный участок дороги около Денисово. Проезд на 19-22 км хороший. Здесь на устранении провалов работал экскаватор и другая дорожная техника. Весь каменный материал для ремонта был привезен из Горевского ГОКа по ледовым переправам заранее. Причем, чтобы по льду Тасеевой в Первомайске прошли 60-тонные машины, его наращивали под них.
Отремонтированные участки далее будут содержать: текущее профилирование, со временем - подсыпка. Срок эксплуатации дорог с переходным типом покрытия в среднем – 8-10 лет. Но с учетом возрастающей нагрузки на дороги срок эксплуатации, скорее всего, сократится вполовину. Наши дороги проектировались под грузоподъемность 20 тонн и не больше.
На сегодняшний момент в РФ нет нормативной базы с учетом современных нагрузок на дорожное полотно, проектирование ремонтов дорог идет по существующим СНиПам 80-годов прошлого века.
Есть, конечно, введение новых материалов, повышающих прочность покрытий (например, геоткань).
Уже ближе к развилке на Машуковку Андрей Петрович рассказал, что через два-три года будет проложено переходное покрытие на дороге Рыбное – Машуковка (25 км), планируется асфальтирование дороги на 8-15 км (Бельск – Рыбное). Намечен ремонт на тех межпоселенческих дорогах, где близко нет промышленных предприятий, и там подход к решению проблем с ремонтом будет в ведении государства.
С миру по нитке – вот вам и дорога
Целевая программа по строительству дороги Стрелка – Новоангарск, которая стоит на частно-государственном партнерстве с Новоангарским ГОКом, будет продолжена. Сейчас на этом участке некоторые водители пытаются даже лихачить – дорога гладкая.
Это ли не пример для других «богатых» предприятий, которые могут вложить средства в строительство дорог правого берега Ангары. Если объединить средства, то с миру по нитке – глядишь и дорога. А не отмахиваться, мол, моя хата – с краю.
Погода – это важно
Песчаный путь от Слюдрудника (45-54 км) даже для джипа тяжеловат, едем медленно.
И, естественно, разговор зашел о наших непростых климатических условиях. В последние пять лет погода заметно изменилась, зимой продолжительность морозов сократилась, зато летом увеличилось количество осадков. Дорожники отслеживают изменения климата, потому что это напрямую влияет на их работу.
Впервые за историю района в этом году ледоход на Ангаре прошел быстрее, чем на Тасеевой. Раньше мы вели отсчет от тасеевского ледохода, только после него через десять дней должна была двинуться Ангара. А на мотыгинской протоке лед держался почти весь май. Нынче льдины на Ангаре растаяли незаметно и быстро. Каких еще изменений ждать?
Уровень воды в начале открытия навигации сильно понизился, дорожникам пришлось углублять причальные подходы.
Проблемы были на переправе в Первомайске, пришлось бульдозером расчищать от ледовых заберегов место причаливания парома.
Текучка
Ежегодно наше дорожное предприятие занимается сбором мусора на обочинах дорог. Удивительно, получается, что именно на обочинах скапливаются тонны отходов, причем это не пакеты с бытовыми отходами, а выброшенные из окон автомобилей бутылочки и фантики.
Мы проезжали некоторые участки, где на каждые сто метров стояло по четыре, пять наполненных мусором мешков, это поработала бригада наемных сборщиков дорожного предприятия. Уже вывезли около 10 самосвалов и продолжают собирать. Особо обидно, что захламили обочины новой асфальтовой дороги Стрелка - Новоангарск.
Хочу обратить внимание водителей: посмотрите когда-нибудь на обочины, они теперь чистые.
В планах предприятия – обновить автопарк техники. Намечено приобретение двух грейдеров и других машин. Нужен и экскаватор среднего класса. Однако на предприятии есть К-700-ые, которым исполнилось уже по 35 лет, и до сих пор работают. По мнению Андрея Петровича, срок эксплуатации зависит не от возраста «железа», а от того, кто и как на ней работает. Опытный, ответственный механизатор знает, что нужно его машине и как продлить ее жизнь.
Вопрос приобретения тяжелой техники пока неподъёмен для предприятия из-за того, что финансирование идет, в основном, на содержание путей, если был бы запланирован ремонт дорог, то и финансирование производилось бы на порядок выше, и большую технику было бы легче приобрести.
Предприятие практически хозрасчетное, на свои заработанные средства приобретает запчасти, ГСМ, осуществляет ремонт машин. Государственные – база, оборудование, машины.
Продолжаем путь. Выезжаем на дорогу Слюдрудник - Первомайск. Здесь дорожники начали работать с апреля. Объем работ большой, а летний сезон короток.
Первомайск – «Русь»
По объезду Первомайска шины зашуршали легко и тихо. Кажется, что машина вздохнула с облегчением – наконец-то, ДОРОГА. Напомним, строили объезд два года, в прошлом году сдали в эксплуатацию.
Навстречу мчится бензовоз, и опытному водителю нетрудно определить его вес даже на глаз - 44 тонны (лесовоз весит 32 тонны). Вот и наглядность в разрушении наших дорог.
Каким образом отремонтировать все разрушенные за последние годы участки из 480 км обслуживаемых Мотыгинским филиалом дорог, из которых половина – межпоселенческие, это должны решать власти и предприятия, эксплуатирующие эти дороги.
Конечно, хотелось бы, чтобы асфальт был везде на дорогах района. Не скоро, но это все-таки осуществится.
Мы уже забыли, как добирались до Кулаково на четырехчасовом пароме, как мучились на совершенно непроезжих дорогах Денисово - Первомайск. И теперешнюю езду в 1,5 часа до паромной переправы на Тасеевой воспринимаем, как должное, как будто это совершилось по волшебству.
А никакого чуда нет – есть упорный и тяжелый труд коллектива дорожных рабочих Мотыгинского филиала «Лесосибирск-Автодор», за что им огромная благодарность.
От развилки на Машуковку уже сделан ремонт 500 метров полотна в сторону Слюдрудника. Следующий участок тоже подготовлен к ремонту, песок с дороги убран в отвалы, начали вырубку молодняка на обочинах.
На паромной переправе через Тасееву останавливаемся, чтобы зайти на теплоход «Русь». В этом году во время подготовки к навигации сменили двигатели, сделали капремонт судна.
Двигаюсь по узкому проходу между паромом и теплоходом, втискиваюсь в кусочек палубы, открываю с усилием железную дверь и - вверх по крутейшей, почти отвесной, лестнице (а речники привыкли) в рубку экипажа.
Знакомлюсь с экипажем. Пять лет работают на теплоходе сменный капитан-механик Антон Валерьевич КОЛЕСНИКОВ и старпом Алексей Васильевич ЕВСТАФЬЕВ, оба окончили речное училище. В рубке все оборудование – в соответствии с последними требованиями по безопасности. Один из приборов помогает определить даже находящиеся за 30 километров чужие суда, а еще ГЛОНАСС – для системы слежения за расположением судна.
Повар Наталья ВАСИЛЬЕВА стала работать на теплоходе в этом году (живет в Первомайске), ей нравится здесь, иногда балует «речных волков» и пирожками, завтрак, обед, ужин – как положено.
Всего в экипаже семь человек, трудятся посменно и по часовой вахте через шесть часов. Каюты удобные, можно спокойно отдохнуть после смены, приняв душ (горячая, холодная вода) и посмотрев телевизор.
Двигаемся в обратный путь. Навстречу - автобус с рабочими, которые приехали на заезд вместе с мастером В.П. Заставским. Удалось поговорить с мастером. Здесь оборудованы балки на колесах для рабочих, где есть и баня, столуются и ночуют в большом доме в Первомайске. Объемы в 2,5 километра определены, в бригаде работают пять наемных машин – четыре форда, один «Хова» и своих четыре КамАза, а также экскаватор.
Завтра здесь развернется очередной ремонт дорожного полотна.
В добрый путь!
Наталья МОРОЗОВА
На снимках: Грейдерист Д.Г. Петров; Наталья Васильева; А.В. Евстафьев, А.В. Колесников