Правильно построить работу – задел на будущее
Какой ангарец не любит быстрой езды? Особенно когда есть хорошая дорога. Правда, о сплошных хороших путях мы пока мечтаем, однако за последние три года стали заметны основательные продвижения в ремонтах основной нашей автомобильной артерии – Мотыгино - Широкий Лог.
Краевая трасса в нашем районе начинается от Новоангарска и продолжается до районного центра Мотыгино, она имеет первостепенное значение не только для пассажирских перевозок, но и для вывоза промышленной продукции предприятий. Поскольку дорога – единственная, то по ней движется все, что на колёсах.
Аварийная ситуация на участке Слюдрудник - Первомайск подвигла краевое руководство на то, чтобы обратить особое внимание именно на эту дорогу. Фактическое покрытие ее составлял природный песчаный грунт, который местами содержит слюдяные вкрапления, а они не способствуют связке песчинок. Прошлой осенью, когда случились обильные дожди, здесь тонули даже КамАзы. Той же осенью дорожники срочно выдвинулись на этот участок и высыпали сотни тонн грунта, однако болото всё как поглотило.
Цель
Вместе с директором Мотыгинского филиала «Лесосибирск-Автодор» А.П. Головинским не очень ранним утром прошлой среды мы выехали в сторону левобережья, чтобы встретить генерального директора ГПКК «Лесосибирск-Автодор» И.А. Михайлова, который решил проинспектировать дорожные работы в районе Слюдрудника и Первомайска.
Кстати, надо заметить, что проект ремонта этой дороги готовился не один год, поэтому, когда начали большой ремонт, то дорожные мастера уже имели представление о том, что нужно сделать. И начали работы с 47 километра.
Корректировка
Мы встретились по пути с дорожным мастером Виктором Петровичем За-ставским, который руководит работами на участке Слюдрудник – Первомайск 47-54 километр. На предприятии Виктор Петрович работает с 1993 года.
В его подчинении восемь рабочих Мотыгинского филиала и шесть-семь водителей машин, которые задействованы по договору субподряда. Уже заканчивают работы по укладке земляного полотна, потом сверху – скально-щебеночный грунт, и последний этап работ – подсыпка и уплотнение, установка дорожных знаков.
В работе задействован дорожный каток (общий вес – 14 тонн).
Уже отсыпана грунтом центральная улица поселка Слюдрудника, по которой проходит трасса Мотыгино - Широкий Лог. Здесь не обошлось без небольших эксцессов. По проекту в поселке запланировано было сделать семь съездов, а их оказалось 14. Жители были недовольны тем, что у дороги делают кюветы (как положено по ГОСТу), водопропускные канавы, но без этих устройств объект не будет принят в эксплуатацию.
Еще одно – по проекту ширина дороги должна быть восемь метров, однако улица немного уже, мешают столбы, поэтому пришлось «обходить» их с ювелирной точностью.
Будут также укладывать дополнительные водопропускные трубки, чтобы вода не заливала дорогу и дома.
В начале работ трудности возникли при засыпке земляного полотна, когда песок, перемешанный со слюдой (здесь есть месторождение, которое разрабатывали в 40-е годы) начал стекать с дорожного полотна. Пришлось «выбирать» около 200 кубов грунта и засыпать другим, на это ушел день.
Кстати, дорожники знают, где находятся заброшенные слюдяные шахты, приходилось им находить и деревянные рельсы на 39-м километре, которые использовались в то время. Возможно, кто-то из внимательных пассажиров замечал блеск на отвалах возле Слюдрудника, вот она - слюда, которая была стратегическим сырьем для оборонной промышленности.
Ремонт делают по старой трассе, не срезая и не выравнивая, хотя, как говорит мастер, можно было, но в работе придерживаются того, что заложено в проекте. Проект делается по заказу КРУДОРа, и времени от изысканий до утверждения плана – примерно год.
Сразу за Слюдрудником будет установлен металлический арочный мост через ручей Падун. Его возводит бригада мостоотряда «МостРемСтрой» из Красноярска, а наши помогают им техникой – дают самосвалы и экскаватор.
Уже выполнены большие объемы работ, уложено 69 тысяч тонн скального грунта. Грунт вывозится из карьера месторождения «Левина», это рядом с Первомайским карьером, который снабжал скальником дорожников до этих пор.
Вместе с директором Мотыгинского филиала мастер обсуждал рабочие моменты, уточняли сроки окончания работ и то, как сделать лучше и быстрее.
Дорожный мастер на объекте – главный специалист, он знает не только нюансы проекта, но и то, на что способен тот или иной работник в его бригаде, кто может выполнить работу, а кого надо и подучить. Все рабочие освоили по несколько профессий, могут заменить друг друга в случае необходимости.
Смена бригады длится по 12 часов в любую погоду, почти без выходных всё лето и часть осени, и это должно вызывать уважение у всех, кто видит труд рабочих Мотыгинского филиала.
И дальше
Как сказал А.П. Головинский, в перспективе будет продолжен ремонт дороги между 22 и 35 километрами от переправы Денисово в сторону Первомайска с переходным типом покрытия.
Далее планируют ремонт дороги до Машуковки (25 км), чтобы устранить провалы и промоины особенно между 17 и 24 километрами. В прошлом году там отремонтировали два моста, то есть идет плановая подготовка для того, чтобы выйти на обустройство дороги на Машуковку и далее с выходом на Канск. Это направление нужно для лесозаготовителей, да и для жителей района.
Участок от Кулаково до Новоангарска (12 км) планируют на следующий год покрыть асфальтобетоном, для этого все подготовлено. А перспектива идет дальше – сделать асфальт от Кулаково до Первомайской переправы.
Как говорит Андрей Петрович Головинский, в планах на будущую пятилетку уже стоит асфальтирование участка 8-15 километр (Мотыгино - Рыбное). Наверное, водители заметили, что сейчас идет выпрямление нескольких поворотов на самых опасных участках возле Бельска, это будет дорога пока с переходным типом покрытия. Дорожники будут наблюдать за тем, как будет «вести себя» дорожное полотно, а через год дорога «уйдет» под асфальтобетон.
Анализ эксплуатации дороги Мотыгино - Широкий Лог показывает все более возрастающую с каждым годом нагрузку на дорогу, так как увеличивается завоз в район материалов, ГСМ и вывоз промышленной продукции. Тем не менее, в текущих работах дорожников – содержание всей дороги, в том числе и новых участков с переходным покрытием.
И, конечно, как в такие моменты не вспомнить о том, когда были такие крупные ремонты на наших дорогах? Последние стройки и ремонты велись в 2000 году (обход Первомайска) и на дороге Мотыгино - Раздолинск в 2004 году. А в дальнейшие годы средства выделялись только на содержание (поддержание) тех дорог, которые существуют.
Встреча
На паромной переправе через Тасееву руководители предприятия встретились, обговорили детали поездки и те объекты, которые надо посмотреть. Посетили карьер, строящийся мостовой переход, пообщались с рабочими.
Ближе к обеду начался моросящий дождь, который заливал окна автомобилей, объективы фотоаппаратов и камер, промочил всех, кто работал с непокрытыми головами под открытым небом, не имея зонтиков.
В кратком интервью с генеральным директором «Лесосибирск-Автодор» И.А. Михайловым выяснились детали дальнейших перспектив наших дорог:
- Игорь Анатольевич, какова цель Вашей поездки?
- У меня рабочая поездка для того, чтобы увидеть выполнение ремонтной программы, а также проверить подготовку к зиме.
- Вы довольны результатом работы?
- Замечания, которые есть, мы обсуждаем с Андреем Петровичем в рабочем порядке, а в целом считаю, что Мотыгинский филиал работает совершенно достойно.
У предприятия «Лесосибирск-Автодор» два филиала – Енисейский и Мотыгинский, объемы работ обозначены, в каждой территории есть своя специфика, свои проблемы. Считаю, что директор Мотыгинского филиала со своими специалистами правильно построил работу. Основным заказчиком в направлении работ является администрация района, она разрабатывает планы совместно с КРУДОРом. Я встречался с руководством, мы всё обсуждали. Надеюсь, совместными усилиями главы района и министерства мы сможем осуществить реализацию дальнейших перспектив.
Вроде бы вот здесь решили проблему (Слюдрудник - Первомайск), теперь отдельной темой будет ремонт дороги Мотыгино - Раздолинск.
- Игорь Анатольевич, жители Вам скажут только спасибо за улучшение наших дорог. Многие интересуются: когда у нас здесь будет асфальт?
- Быть асфальту или нет – это больше, конечно, задача администрации района, насколько она сумеет доказать, что асфальт здесь необходим. Но надо учитывать, что не во всех направлениях асфальтобетонное покрытие является эффективным. Например, там, где идет вывозка тяжелыми машинами, наиболее эффективен переходный тип дорог, их проще эксплуатировать и ремонтировать.
Надеюсь, жители Мотыгинского района скажут спасибо дорожникам, которые в очень тяжелых условиях и в очень сжатые сроки короткого лета выполнили такие большие объемы работ. И не всё – с финансированием. Например, 8-15 километр (Бельск- Рыбное) – это финансирование следующего года. Нам приходится привлекать кредитные ресурсы, заёмные средства, договариваться с поставщиками, то есть много организационной работы по своей специфике.
- Спасибо за беседу.
Вместе с генеральным директором на дороге побывала съемочная группа ТВ «Енисей-Регион», которая также работала под дождем. Брали интервью у руководителей, жителей Слюдрудника, и даже запечатлели большую сторожевую собачку у домика дорожников. Жаль, что они не успели посетить столовую и не отведали вкуснейший гороховый суп на обед, а еще три разных салата, картофельное пюре с гуляшом, пряники и свежее домашнее молоко – всё это было на столе для рабочих приготовлено заботливыми женщинами - поварами из Первомайска.
Историю урезали
В дальнейшей беседе с А. П. Головинским прояснилась история Слюдрудничного проекта строительства дороги.
Лет 20 назад, когда мы могли строить глобальные планы, здесь планировали большой проект, когда должны были появиться «обоймы» на обочинах из специфического материала, который не дает грунтам перенасыщаться влагой. Были заложены современные инженерные конструкции, другие решения по этому участку трассы, например, арочные мосты и так далее. Потом проект начали «резать», теперь мы имеем сильно усеченный вариант первоначального проекта. Но, по мнению директора, даже того, что делается сейчас, должно хватить на десять лет эксплуатации.
И еще на один мой вопрос о том, почему асфальтобетонное покрытие от Мотыгино до Бельска держится довольно долго, Андрей Петрович ответил, что последний капитальный ремонт был сделан четыре года назад и велся он два года. До этого дорога держалась 15 лет, а при ремонте была проложена геосетка на двух участках, она дает значительную прочность покрытию.
Поездка удалась,
несмотря на дождливый день. Теперь, когда специалисты профессионально разъяснили суть ремонта на дороге от Слюдрудника до Первомайска, можно с большой долей вероятности исключить повторение ситуации прошлой осени. Будем надеяться, что работа наших дорожников не пропадет даром. Пожелаем им успехов и удачи!
Наталья МОРОЗОВА