Потенциал есть
Легко стелется под колесами машины свежеотсыпанная дорога. Мы отправились на левый берег Ангары вместе с директором Мотыгинского филиала «Лесосибирск-Автодор» А.П. Головинским, чтобы сделать последнюю контрольную проверку проведенных работниками предприятия работ, а заодно узнать от руководителя о планах и перспективах филиала на ближайшее будущее.
Да, дороги – это наше всё. Для района они – неотъемлемая часть инфраструктуры, потому что все основные пассажирские и грузоперевозки в последние годы легли именно на маршрут Мотыгино - Широкий Лог. По этой дороге везут топливо, вывозят древесину и продукцию горнорудных предприятий, завозят материалы, продукты, товары. Со временем стало понятно, что трасса не выдерживает возрастающей нагрузки и пришло время ее ремонтировать, чтобы сделать движение удобным и безопасным.
За последние три года обновление стало особенно заметно тем, кто постоянно «в дороге».
Как говорит Андрей Петрович, теперь на левобережном участке дороги Мотыгино – Широкий Лог остается привести в порядок последние 15 километров (отрезок 22 и 35 км, а также около переправы Денисово). Это будет, скорее всего, в следующем году.
Работы дорожникам хватит еще не на один год – это направление на Машуковку и далее в сторону Канска до переправы через р. Усолку за Кирсантьевым.
В дальних планах - обустройство дорог в северном направлении, что позволит в будущем соединить Богучан-ский, Мотыгинский и Канский районы.
В будущем грядут перемены и на паромных переправах, утвержден план по пуску на Ангаре и Тасеевой одновременно двух паромов (платный и бесплатный) для пассажирского и грузового транспорта отдельно.
Мы подъехали к паромной переправе через Ангару. Андрей Петрович с каким-то сожалением оглядел пространство припаромной площадки и сказал, что в свое время, когда здесь перевозками занималось наше предприятие, планировали залить площадку в асфальтобетон, сделать заездные «карманы», удобные места для пассажиров.
Конечно, в беседе не обошли стороной и Раздолинскую ветку. В настоящее время в районе начал работать гигант промышленности края Полюс. Попутнинское месторождение, где обосновался флагман золотодобычи, имеет в руде содержание металла даже больше, чем на Олимпиадинском месторождении в Северо-Енисейске. Предприятие строит грандиозные планы и намерено осуществить их в самое ближайшее время. Это перенос участка от 17 до 24 километра Раздолинской дороги влево, чтобы расчистить пространство для добычи металла, руды залегают как раз под этим участком дороги. Уже готовится проект переноса, скорее всего это будет договор о частно-государственном партнерстве. Поэтому жителям придется некоторое время подождать с ремонтом дороги.
Зима пришла нежданно
Командировка на левый берег разделилась на два дня – 11 и 12 октября. 11 – контрольная проверка, 12 – встреча с комиссией КРУДора, подписание документов о сдаче объекта в эксплуатацию. Уже 11 октября выпал снег, который не растаял, 12 снегопадом завалило все вокруг.
Если кто-то сомневается в том, что комиссия не увидела под снегом того, что надо проверить, то могу сказать, что начальник межрайонного отдела КРУДОРа Ирина Владимировна Рожкина приезжала с проверкой накануне снегопада 10 октября и, как она сообщила, все устройства были тщательно проверены. Оказывается, при установке, например, дорожных знаков, важна не только бетонированная площадка под знаком (по правилам), но и высота указателя вплоть до сантиметров.
Зимние планы
Коль встретили зиму, пускай еще и не морозную, речь, естественно, зашла об уже близком строительстве ледовых переправ. В следующем году (зима 2017-2018), скорее всего, грузоподъемность на наших переправах будет составлять от 40 тонн, что нужно для вывозки продукции промпредприятий, планы рассматриваются на уровне края. Но опыт строительства переправы с грузоподъемностью до 60 тонн у наших дорожников уже есть, два года подряд на Тасеевой намораживалась дорога именно с такими параметрами, и перевозили щебень большегрузными машинами. В нынешнюю зиму ледовые переправы будут строиться как всегда, для этого все готово. Также будут ходить хивусы для пассажиров, ну, а транспортные пути откроют с наведением ледовых дорог.
Уличные заботы
Самой, возможно, большой заботой для поселений является устройство дорог внутри поселков. Для этого тоже нужны средства, но их всегда не хватает, несмотря на то, что есть поселковые дорожные фонды (наполняемость их небольшая). В этом году на район выделены были финансы, но по общему решению, чтобы не распылять средства, большую часть их отдали на Мотыгино. И мы видели, как шло асфальтирование центральных улиц, подсыпка участков других улиц гравием. В свете того, что такого не делалось, наверное, лет шесть, для мотыгинцев нынешнее лето стало подарком.
Прошел сплошной ямочный ремонт асфальтированной части центральной улицы в Раздолинске. В Кулаково отсыпали участки на некоторых улицах.
Несмотря на короткий летний период, дорожники на территории района отремонтировали и ввели в эксплуатацию 12 километров дорог. В следующем году это будет еще шесть километров. Далее - текущее содержание того, что отремонтировано, профилирование и другое.
Северная сторона
Правобережные дороги – непочатый край работы. В планах по ремонту – Раздолинск, Бельск - Рыбное, межпоселковые дороги и так далее. Видимо, планы по северной части будут рассматриваться в разрезе частно-государственного партнерства.
Если рассматривать перспективы на Высокогорск, то, конечно, все понимают, что это направление будет востребовано только лесодобывающими и горнорудными предприятиями. Для жителей эта дорога будет на 150 км длиннее до Енисейского тракта. Так, что Мотыгино – Широкий Лог останется востребованной, но если она разгрузится с помощью северной дороги, это станет лучшим из вариантов ее эксплуатации.
Но северная дорога нужна прежде всего промышленникам, а их подходы к этому пока с общерайонными не совпадают. Тем не менее, при слиянии интересов, когда партнеры государства, так сказать, «дозреют», то такая работа станет обоюдовыгодной, тем более, что консолидированный бюджет государства помимо дорог имеет еще множество статей затрат, в основном социально ориентированных. Можно сказать, что дороги и их будущее зависят от того, как будет отстаивать их интересы руководство района.
Потенциал есть
Директор, анализируя проведенный объем работ, считает, что нынешнему коллективу дорожников под силу сделать даже двойной объем того, что было сделано летом. Потенциал есть: хватает техники, стройматериалов, специалистов.
За четыре месяца работы на четырех ремонтных объектах вывезли около 150 тысяч кубометров грунта, в том числе около 40 - щебня, 15 - земляного грунта, вырублена растительность на большой площади полосы отвода. Отлично поработали наемные перевозчики.
Но этому предшествовала большая подготовка техники, которую начали в марте, и психологический настрой работников.
В этом году большие работы проведены по содержанию, то есть, поддержка в технико-эксплуатационном состоянии дорог для обеспечении безопасного, бесперебойного движения автотранспорта в любых погодных условиях. Проще говоря, постоянное грейдирование, ремонтное профилирование и другое, - тот рутинный труд, который, как правило, никто не замечает. И те, кто ворчит на дорожников, не догадывается, что рабочие проводят в грейдерах, бывает, и по 15 часов в сутки, дышат пылью на дорогах, по неделям не бывают дома, потому что этого требует их РАБОТА.
В этом году на дорогах перекрасили 20 километров ограждений, удаляли вручную валуны, собирали мусор на обочинах.
Гололедица
Вот и наша машина, как и десятки других на дорогах, в этот день попала в непредсказуемую ситуацию. Самый опасный вид состояния дороги, когда образуется тонкий слой льда на проезжей части. Резкий переход от плюсовых до минусовых температур – и появляется гололедица. Теперь плохое сцепление колес с дорогой почти не зависит от покрытия дороги. Сложно и тогда, когда появляется накат. И всё же движение по асфальтовому покрытию отличается от того, что происходит на грунте. Если движение интенсивное, то при снегопадах на асфальте просто нет снега, машины его разметают.
Слюдрудник
Цель поездки, как уже говорилось, проверка участка на расстоянии семи километров: до Слюдрудника, в поселке и в сторону Первомайска.
Снег присыпал пыль, жители вздохнули спокойно. Но это до следующего горячего лета. Однако, как говорит Андрей Петрович, руководство КРУДОра уже знает о проблеме пыли в Слюдруднике и, скорее всего, здесь проложат асфальт на полутора километрах.
Конечно, теперь эту дорогу не сравнить с той, что была еще в прошлую осень. Понятно, что щебень будет выбиваться грузовыми машинами, но здесь поможет текущее содержание. Участок 47-54 км бригада Виктора Петровича Заставского сделала в скоростном режиме за два летних месяца. Сделали нормальное земляное полотно, обустройство дорожной одежды, поставили знаковую информацию, расчистили полосу отвода, обустроили дополнительные съезды. Грейдер профилирует уже новое полотно дороги.
И, кажется, что поселок преобразился. А если будет еще и асфальт…
Участок сдан
12 октября мы выезжали в том же направлении, чтобы встретить комиссию, в которую входили заместитель директора КУРДОРа по содержанию и эксплуатации дорог А.В. Журавлев, начальник отдела ремонта автомобильных дорог А. Н. Огурень, начальник межрайонного отдела КРУДОРа И.В. Рожкина, генеральный директор ГПКК «Лесосибирск-Автодор» И.А. Михайлов и другие представители.
Комиссия проехала не только намеченный к сдаче участок, но и несколько километров в сторону Денисова, чтобы запланировать ремонт на следующий год.
А есть ли у комиссии замечания? – на этот вопрос ответил генеральный директор «Лесосибирск-Автодор» И.А. Михайлов:
- В процессе рабочей поездки накануне были высказаны мелкие замечания, их тут же устранили. Участок готов к сдаче в эксплуатацию в соответствии со всеми нормативными требованиями. Конечно, главное в работе, на что мы всегда обращаем внимание, это КАЧЕСТВО. Иначе и нельзя работать.
Так произошло, например, когда дорожники нашего предприятия приступили к ремонту участка Северо-Енисейск - Епишино. В итоге дорожники получили благодарность за ремонт. Мы можем качественно работать, и это заставляет нас обращать внимание на подготовку кадрового состава. Мы обучаем специалистов, также в прошлом году обновили несколько машин КДМ, в этом году приобрели погрузчики, четыре автогрейдера. Стараемся поддерживать работников, у которых достойная заработная плата, тем более, что труд тяжелый. В этом году реконструировали асфальтобетонный завод в Лесосибирске, в следующем году планируем реконструкцию АБЗ в Мотыгино.
Конечно, основная цель всей нашей работы – исполнение задачи заказчика. И в то же время хочется, чтобы мы, дорожники, как можно чаще слышали от простых людей «спасибо» за наш труд.
А.Н. Огурень считает, что на предприятии главный потенциал – это люди, специалисты своего дела. И в Мотыгинском филиале сложился именно такой коллектив, где профессионализм неотделим от трудоспособности.
О.В. Ремиз, глава Первомайского сельсовета, на территории которого закончился большой ремонт дороги, высказала свое мнение о работе дорожников. Она надеется на понимание, поддержку, дальнейшее сотрудничество с Мотыгинским предприятием. В канун Дня работников дорожного хозяйства она пожелала успехов в работе всему коллективу.
О перспективах дорожного строительства в нашем районе сказал А.В. Журавлев:
- Последние четыре года в район интенсивно направляются средства для финансирования дорожных ремонтов и на фоне края в этом плане Мотыгинский район выглядит лидером вслед за Северо-Енисейским. Результаты такого вливания налицо, средства освоены. Комиссия сделала заключение о до-стойном ремонте, объект готов, выполнен в соответствии с проектом, в срок и качественно, замечаний нет. Перспектива на следующий год – заканчивать ремонт участка 8-15 километра на правом берегу Ангары, где начали работу. Планируем заказать проектно-изыскательские работы на пять километров на левом берегу (30-35 км), реализация его, скорее всего, будет в 2018 году.
Актуальная тема – асфальтирование поселка Слюдрудника, постараемся исполнить обещание.
О дорожных фондах поселений. Безусловно, целевые средства поселениям нужны. Но трудность в том, что главы поселений по-разному относятся к этому, одни активно работают, другие уделяют минимум внимания дорогам. И мы понимаем, что основная проблема для них – нехватка кадров, трудность в реализации грантовых проектов. В целом надо опираться на поддержку края и максимально - на свои силы и расходовать средства по максимуму, чтобы сделать лучше свои улицы.
Наталья МОРОЗОВА
На снимках: И.А. Михайлов, И.В. Рожкина, А.П. Головинский, А.В. Журавлев;
{socbuttons}