«Пять вечеров» из прошлого
Казалось бы, что может быть интересного в прошлом для современного человека, который увлечен гаджетами и погружен в себя, в свой мир в сетях настолько, что не замечает окружающих.
Возможно, этот спектакль, показывающий всего «Пять вечеров» из 60-х годов, и готов вернуть нам самих себя. Чтобы напомнить, что рядом, оказывается, живут интересные люди, кипят повседневные страсти, просто человеческие будни, в конце концов, на вас падает снег, когда вы идете по сумеречным переулкам из театра, уже посмотрев премьеру сезона…
Когда меня на выходе из фойе человек с камерой спросил: «Ну, как вам?», я сначала не смогла сориентироваться, что же отвечать.
Премьера? Да, хорошо, что побывала снова в нашем театре, увидела знакомые лица, еще раз удивилась замечательной постановке режиссера и игре артистов – и не только это.
До премьеры произошло еще несколько событий, о которых мне надо рассказать в этой статье. Но все по порядку. Или начать с конца?
Пожалуй. Итак, спектакль переносит зрителя в конец 60-х годов, когда еще совсем свежи воспоминания о прошедшей войне, живы ее участники, и вот они перед нами.
Судьба раскидала их по разным местам, двое, влюбленные друг в друга в годы войны, встречаются через 17 лет. Оба уже в возрасте, оба героя - с неустроенной личной жизнью.
По режиссерской задумке спектакль наполнен веселыми сценками, призванными оторвать на минуту зрителя от главной линии – переживаний основных героев. На протяжении всего действа по сцене летают снег, воздушные шарики, пластинка, апельсины, мячики, шляпа и так далее. Плавают шторы и скатерти, трещат по швам бумажные стены (между прошлым и будущим), звучит музыка, которую мы давно забыли…
Зритель на какое-то мгновение уносится от 60-х годов к 2000-м. А потом опять резко возвращается в прошлое, где, оказывается, чувства ничем не отличаются от переживаний сегодняшнего дня. Та же любовь, ревность, предательство, одиночество и радость любви.
Елена Золотарева и Николай Иванов
В главных ролях – Юлия Ловцевич и Сергей Еремеев, рядом с ними – Эрнст Каарт и Дарья Миллер, клоун и клоунесса с пантомимами – Владимир Зайцев и Вера Шевчук, а также в ролях – Елена Золотарева и Николай Иванов, а фон спектаклю создает певица Екатерина Московская.
Спектакль надо смотреть, словами невозможно передать то, что чувствует зритель, завороженно смотрящий на сцену. Раскрою финал – всё заканчивается хорошо. И это, может, главное сегодня. Зритель должен уходить из зала с хорошим настроением.
ИТАК, ЗА ДЕНЬ ДО ПРЕМЬЕРЫ я вошла в здание театра, чтобы встретиться с его директором и режиссером спектакля…
Ирина Астафьева, режиссер из Барнаула
Ирина Владимировна Астафьева – обаятельная, улыбчивая женщина, и на первый взгляд, нисколько не похожа на строгого, требовательного режиссера, который на сцене – главный командующий, а иначе спектакль не получится.
- Ирина Владимировна, Вы ставите, кажется, уже не первый спектакль на мотыгинской сцене?
- Да, это третий. Первый – «Любить», затем «Житейское море» по русским народным сказкам.
- А как театр вообще находит режиссера, как на Вас вышли?
- Я просто разослала резюме по разным театрам. Мотыгино отозвалось, мы стали переписываться, подбирать материал для постановки, чтобы и театру было интересно, и мне. Сначала мы остановились на произведениях А.П. Чехова, а после были сказки. А вот «Пять вечеров» – это не совсем мой выбор, был заказ по школьной программе.
- Чем Вас привлекает мотыгинский театр?
- В первую очередь тем, что театр ездит на фестивали и гастроли. У нас в стране много театров, которые поставят спектакль и смотрят его только в этом городе, никто его не видит. Надо вывозить спектакли, чтобы оценили другие зрители, критики.
Потом мне очень нравится, что здесь какая-то домашняя, семейная атмосфера. Театр маленький, все друг друга знают, половина друг другу родственники, они очень тепло принимают меня. И актеры меня любят, и я их люблю, что немаловажно. Бывает так, что приезжаешь в городской театр, и тебя воспринимают в штыки, потому что ты – чужой, новый человек. И нужно завоевать доверие, чтобы относились нормально.
- А как наши в первый раз отнеслись к Вам?
- И в первый раз меня встретили хорошо, это, наверное, свойство этого театра. Я в третий раз приезжаю и каждый раз отмечаю, что здесь все равно лучше, чем в других театрах.
- Такой теплый прием не мешает воплощать режиссерские задумки, ведь режиссер должен быть требовательным?
- Я очень требовательная, и у нас хорошие, рабочие отношения.
- Ирина Владимировна, завтра премьера. Как работалось?
- В спектакле занято восемь актеров. Работалось трудно, непросто из-за ремонта, мешал строительный шум. Но мы со временем к этому привыкли, сначала репетировали в фойе, потом в хореографическом зале. Но, тем не менее, справились.
- Состав труппы изменился со времени первого спектакля? На Ваш взгляд, почему люди идут работать в театр?
- В театр пришли трое молодых актеров. Возможно, сюда приходят, чтобы реализовать себя, получить признание, успех, выделиться из толпы. Это, наверное, в первую очередь.
- Ирина, расскажите о себе, напомните нашим читателям.
- Я родом из Барнаула (Алтайский край), окончила там академию культуры и искусств, потом в Москве Щукинское театральное училище (режиссура). В моем городе четыре театра. А я – свободный режиссер.
- Почему Вы пошли на режиссера? Видно, что Вы – актриса.
- Я работала актрисой. Почему выбрала этот путь? В 17 лет мне казалось, что это – другой, какой-то волшебный мир, и мне хотелось в него попасть. И на третьем курсе я поняла, что режиссура – это моё.
Конечно, режиссер сродни художнику, он создает на сцене целый мир, другое пространство, правила игры в этом мире, правила существования.
- Какие-то планы уже у Вас есть после премьеры в нашем театре?
- Планы есть, но раскрывать не буду.
Антон Елисеев и Алина Гударева
После беседы с режиссером Ириной Астафьевой я отправилась на второй этаж к директору Татьяне Васильевне Ткачук. Однако мне не скоро довелось к ней попасть, по пути перехватили двое молодых людей, которым надо было побеседовать с корреспондентом местной газеты. Это были Алина Гударева и Антон Елисеев.
Алина сразу же, без предисловий рассказала о себе. По первому образованию она – актриса, окончила ГИТИС, актерско-режиссерский курс А.А. Голомазова. С 2006 года начала работать как режиссер, в ее копилке много спектаклей, которые ставила как в городах, так и в провинции.
Последние два года работала в Тольяттинском молодежном театре, этим летом перебралась снова в Москву, поставила несколько спектаклей.
На вопрос, почему и как оказалась в Мотыгино, Алина ответила, что как режиссер, она ставила перед собой определенные задачи. Ей хотелось поработать художественным руководителем в небольшом театре.
Когда выбирала театры, то смотрела, чем живет театр, чем занимается, есть ли современная режиссура. И мотыгинский театр по многим параметрам отвечал ее задачам.
Начали общаться с директором театра по телефону и быстро нашли общий язык, сейчас это большая сложность. Приехала сюда вместе с мужем Антоном Елисеевым, который будет заниматься пиаром театра, составлением плана репертуара совместно с директором, подбором режиссеров. Антон также по первому образованию актер, сейчас учится в ГИТИСе на продюсерском отделении. И ему очень интересно и для его будущей профессии полезно – продвижение театра с «нуля», в смысле создания «имени» театра, который будет достойно представлять район и край.
Встречный вопрос гостям, которые решили задержаться здесь на три года, - для чего нужна нашему театру эта известность? Всё очень просто: известность приносит не только широкое оповещение и продвижение, но и возможность привлечь спонсоров для гастролей даже в столичные регионы, - вот так, не больше, не меньше. И этим будет заниматься продюсер.
Алина говорила о том, что мотыгинский театр – как раз тот, который не боится современной режиссуры, идет навстречу новым веяниям.
Основная работа молодых специалистов сейчас – изучение театра, подготовка к постановке, а также создание информационной составляющей о нашем театре в соцсетях. Решили объединить усилия с Молодежным центром, с их фото- и видеостудией, которой руководит Николай Гриднев. Уже начали снимать репортажи для ТВК.
Впечатление о нашем театре: «Удивительно, что в таком далеком маленьком поселке есть театр. И это уникальный театр, в котором есть спектакли очень хорошего уровня». Кстати, отметили московские гости последний спектакль «Любить», который вошел в лонг-лист «Золотой маски». Также великолепный спектакль, по их мнению, – «Осенняя скука».
Хорошее впечатление на приехавших неделю назад Алину и Антона произвела директор учреждения Татьяна Васильевна, которая искренне болеет за театр.
С ней мы наконец встретились и, конечно, разговор коснулся большого театрального ремонта, который начался в августе и заканчивается в ноябре, хотя по срокам должен был завершиться 30 сентября. Это получилось из-за того, что в процессе ремонта выявились многие проблемы, которые надо было дополнительно ликвидировать.
В этом году в театре появились три новых актера, из них один жил в Минусинске, окончил Красноярский колледж искусств и приехал сюда по распределению. Вторая девушка из Барнаула. И третий – местный актер, который вернулся из Канска, где работал в театре. Конечно, проблема есть с устройством жилья, пока всех определили временно в общежитии и в гостинице.
Перед премьерой, конечно, легли заботы по уборке на весь коллектив, работали последние две недели без выходных, все отмывали и убирали, чтобы зритель пришел в привычную, уютную обстановку.
Что интересно, наш театр имеет муниципальное задание – поставить в год семь новых спектаклей (три взрослых и четыре детских), эта норма в два раза выше, чем в других, даже городских, театрах. В бюджете театра на каждый спектакль закладывается 15-20 тысяч рублей, и этого мало, поэтому нашли выход: декорации и костюмы стали переходящими из спектакля в следующую постановку, костюмы перешивают, декорации разбираются и переделываются для другой пьесы. И какой выход? Татьяна Васильевна сказала, что приходится зарабатывать, искать средства. Но тут есть маленький парадокс: чтобы выехать на гастроли по району, надо найти транспорт. Но, например, летом выезжали в поселки на муниципальном транспорте «Тройки», которой заплатили 72 тысячи рублей за проезд, а заработали на гастролях 20 тысяч.
Новые гастроли – новогодние мероприятия – начинаются уже 22 декабря, они будут бесплатными для детей.
Вот так и живет наш единственный в России муниципальный сельский театр, то есть театр в поселке с населением менее 50 тысяч жителей, и он считается даже очень сильным среди прочих муниципальных городских театров. Любите его и гордитесь им!
Наталья МОРОЗОВА