Ледовая переправа и ее особенности
Грузоперевозки автомобильным транспортом в наше время стали самым дешевым способом доставки грузов, ГСМ, материалов. Наши дороги открыты для всех перевозчиков круглогодично.
По сравнению с прошлым годом уровень осадков на 1 февраля соответствует уровню марта прошлого года, то есть, зафиксировано превышение в полтора раза. Снежная и морозная зима – это дополнительные трудности для дорожного предприятия, которое отвечает за обустройство и эксплуатацию ледовых переправ на реках нашего района.
Руководитель предприятии Мотыгинского филиала «Лесосибирск-Автодор» Андрей Петрович ГОЛОВИНСКИЙ пригласил корреспондента наглядно посмотреть на то, как и с какими нарушениями по нашим ледовым путям едут большегрузные перевозчики, что создает большую проблему для дорожников и способствует разрушению ледовых переправ.
Все, наверное, понимают, что знаки грузоподъемности стоят не для красоты, а для того, чтобы ограничить тоннаж перевозчиков, если он не соответствует норме, во избежание преждевременного разрушения переправ под натиском давления на лед.
К сожалению, некоторые руководители предприятий не выполняют требований дорожной службы. Чем чревато такое отношение к нашим ледовым переправам, построенным с большим трудом, мы все знаем.
Как сказал А.П. Головинский, требования к проезду будут ужесточаться.
В ноябре прошлого года промышленники правобережья обратились в администрацию района с просьбой повысить грузоподъемность на ледовых переправах.
Когда подготовили проект по устройству и дальнейшей эксплуатации переправ на Тасеевой и Ангаре, посчитали затраты на обустройство переправ для того, чтобы выставить те знаки, которые нужны промышленникам и которые при такой эксплуатации обеспечат безопасные перевозки, а также попросили предприятия помочь в этом нужном для них деле, то они отказались. В этом вся и суть вопроса.
Что это такое
Ледовая переправа – это такое же инженерное сооружение, как мост, дом, дорога.
Ледовая переправа, конечно, это не асфальтобетон, и лед ведет себя совсем по-другому при повышении нагрузок на него. Здесь надо учитывать внутреннюю деформацию льда, нарушение кристаллизации структуры внутри самого массива, процессы прогиба льда, изменение напряжения внутри льда. А еще появляются трещины: раскрытые, горизонтальные, вертикальные, поперечные, продольные. Некоторые из них не помогает ликвидировать даже постоянная заливка водой. Содержание ледовых переправ – это постоянный мониторинг, напряженная трудная работа. Поэтому дорожники очень скрупулезно подходят к качеству наморозки переправ, к их эксплуатации.
Дорожники пошли навстречу промышленникам и исполнили свои обязательства за счет собственных сил и средств, на Тасеевой ледовая переправа могла принять до 45 тонн груза. Однако зима с ее непостоянными и непредсказуемыми морозами, потеплением не укрепляет ледовые пути.
В конце февраля переправы уже не смогут выдерживать такие же нагрузки, как в начале зимы. Вне зависимости от того, какой будет температура воздуха, после 20 февраля переправы покроют трещины.
В настоящее время, несмотря на то, что толщина льда на переправе через Ангару составляет 1,5 метра, а на Тасеевой немного меньше, появились сквозные трещины, через которые проступает вода, и это результат нагрузки, которую создают на лёд больше-грузные машины. Сквозная трещина опасна для проезда.
ДОРОЖНИКИ ПРИЗЫВАЮТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ, занимающихся перевозками многотонных грузов, контролировать отгрузку, держать связь с дорожниками, которые могут посоветовать, как быть в том или ином случае.
Наши дорожники, занимаясь постоянным контролем на переправах, могут сообщить о том, какова толщина льда в том или ином месте, когда лучше отправлять большетонные грузы.
Понятно, что при такой интенсивной и возрастающей перегрузке, переправы на наших реках будут работать в разы меньше, чем положено.
Так определят вес автомобиля служба дорожного весового контроля КРУДОРа
Мониторинг для контроля
Несколько дней назад в район прибыла краевая служба дорожного весового контроля (передвижной пункт) КРУДора, которая на переправах через Тасееву и Ангару измеряла вес всех проходящих многотонных машин. Выводы будут делать позже.
Три дня наблюдения и измерения грузовых автомобилей, как говорят специалисты, показали, что почти все машины на въезде и выезде шли по ледовым путям с превышением нормы.
По данным наблюдений будет сделана оценка воздействия проходящего транспорта на полотно ледовых переправ на территории района для контроля за обстановкой на переправах. По предварительным данным уже есть факты недобросовестного провоза материалов по ледовым переправам. То есть, у некоторых водителей «неправильные» накладные, по одним они везут, например, груз в 30 тонн, а фактически – 39.
Планомерно
Итак, мы на льду переправы через Ангару в районе села Рыбного. Здесь, на середине переправы, мороз отчего-то покрепче, чем на берегу, от многочасового пребывания на воздухе у мужчин покраснели щеки. Погреться можно в дежурном домике, до которого идти метров 200.
Дорожники выполняют работу по определению прогибов льда от проходящего транспорта.
Сейчас измерением просадки льда под грузом машин с помощью нивелира и рейки (устанавливают на большом расстоянии от прибора) занимаются специалист администрации района С.О. Меньковский и заместитель директора Мотыгинского филиала «Лесосибирск-Автодор» И.В. Воронин.
Вот медленно идущий бензовоз прогнул лед на два сантиметра, как показал прибор, но от некоторых автомобилей просадка бывает и больше.
Теперь машину на берегу встретит служба дорожного контроля и зафиксирует ее вес вместе с грузом.
Что характерно для таких приездов службы весового контроля: как только информация долетает до водителей, они резко прекращают движение, стоят колоннами вдоль дорог до тех пор, пока пункт весового контроля не уедет. Это ведь тоже о чем-то говорит. Либо перевозчики тот час начинают соблюдать правила провоза. Значит, можно соблюдать!
Спешим «обрадовать» нарушителей. На предприятии Мотыгинского филиала «Лесосибирск-Автодор» рассматривается вариант приобретения «пункта весового контроля», и на следующий год он будет работать на ледовых переправах на реках района постоянно.
Пока же краевой пункт весового конт-роля будет курсировать между Лесосибирском, Стрелкой и Мотыгино.
Мосты
Путь многотоннажных машин зимой в наш район проложен в направлении от Канска на Машуковку и далее на правый берег Ангары. Конечной точкой могут быть как предприятия в Раздолинске, Орджоникидзе, Партизанске, так и далее – на границе с Северо-Енисейским районом. На всем пути и по всем дорогам существуют мосты и мостики (бревенчатые и комбинированные). Некоторые недавно ремонтировали, другие – несколько лет назад.
Стабильное состояние у тех мостов, где был проведен текущий, капитальный ремонт либо мост построен заново. А около десятка мостовых переходов в районе подвержены интенсивной нагрузке, в том числе на Верхней и Нижней Карнаевке в Мотыгино. Мост на Нижней Карнаевке ремонтировали десять лет назад. Наши деревянные мосты (в комбинированном исполнении), как правило, в зависимости от интенсивных технических нагрузок и активной эксплуатации могут стоять от силы четыре, пять лет. При усилении нагрузок изнашиваются все части моста, в том числе и ряжевые опоры.
Дорожников сейчас беспокоит состояние мостов через ручьи и речушки на северных дорогах района. Даже те мосты, которые покрупнее, могут выдержать самое большое 20 тонн перевозимого груза. Но основная нагрузка ложится на дороги в районе Партизанска, Южно-Енисейска, Кировска, Раздолинска. На всех мостах там стоит знак грузоподъемности от 8 до 10 тонн, не больше. Однако по ним едут машины и везут груз от 25 тонн и выше. Значительная часть мостовых переходов уже сейчас требует ремонта. Особенное опасение сейчас вызывает состояние мостов на Шалаконе и Шааргане.
О ситуации с мостами в районе есть информация в КРУДОре, а также фотоматериалы. Неоднократно туда посылали письма с просьбой включить мосты в статью ремонта. При превышении нагрузок, которые возрастают год от года, максимальный срок эксплуатации наших нынешних мостов – еще год.
И снова о переправе
На мой вопрос о том, где руководство предприятий-перевозчиков может найти важную для себя информацию, А.П. Головинский ответил, что в настоящее время для всех доступны сайты.
Как уточнил И.В. Воронин, ответственные руководители прежде, чем запустить на линию технику, сначала обследуют маршрут и даже визуально посмотрят, где и какая стоит знаковая информация, есть ли опасные участки, и только потом отправляют технику. А иные просто на «авось» отправляют машины и не беспокоятся о том, провалятся или нет машины.
В большей степени ответственность ложится на водителей, которые осуществляют перевозку, ведь они знают, что у них в кузове перегруз, но, тем не менее, рискуют и собой, и грузом, и техникой.
Со стороны дорожников контроль за состоянием ледовых путей всегда есть. За перевозкой грузов тоже, этим занимаются постовые дорожные рабочие круглосуточно. Но в основном проверяющие могут руководствоваться только теми документами, которые им предъявляют водители. И был случай, когда на 20-тонник дали накладную как на пятитонник, такую машину на переправе не пропустили. То есть, все-таки контролирующим звеном здесь должен быть руководитель предприятия. А иногда этого нет, причем, как на крупных, так и на мелких предприятиях.
Инспекция
В рабочую комиссию, которая проверяет устройство переправ, официально открывает в начале сезона и закрывает их с окончанием действия переправ, входят представители эксплуатирующей организации, ГИБДД, заказчика, ГИМС.
В основном обязанность контроля за движением по ледовым переправам, эксплуатацию возложена на инспектора государственной инспекции по маломерным судам на территории Мотыгинского района А. Потапова (он тоже присутствовал здесь). ГИБДД контролирует обустройство, имеющиеся дорожные знаки и другое. При контроле специалисты из комиссии бурят лед, измеряют толщину льда, обследуют дорогу на наличие знаков, ведут мониторинг для увеличения грузоподъемности, чтобы ледовый путь соответствовал всем требованиям безопасности проезда.
Руководство Мотыгинского филиала «Лесосибирск-Автодор» не теряет надежды на то, что все-таки удастся найти с руководителями промышленных предприятий, занимающихся перевозками крупнотоннажных грузов, точки соприкосновения, взаимопонимание в вопросе совместных действий, разработать в дальнейшем планы, которые будут взаимовыгодны обеим сторонам.
Наталья МОРОЗОВА