В мотыгинском лесном хозяйстве
Лесное хозяйство в нашем районе – одна из ведущих отраслей экономики. И хотя она не играет такую значительную роль как золотодобыча или горнорудная отрасль, тем не менее, лес – это государственное богатство, основа экологической составляющей.
Площадь лесонасаждений в нашем районе составляет 1819 тысяч гектаров. Расчетная лесосека (плановые рубки) - 2826 тысяч кубометров древесины в год, а заготовка пиловочника составляет более 800 тысяч кубометров в год.
С окончанием года и началом нового принято подводить итоги работы предприятий. Мы попросили рассказать об этом руководителя КГБУ «Мотыгинское лесничество» Петра Григорьевича ГРУЗДЕВА.
- Петр Григорьевич, как Вы оцениваете проведенную Мотыгин-ским лесничеством работу за прошедший год?
- В целом организация отработала хорошо, госзадание в части лесовосстановления, противопожарных мероприятий выполнили на сто процентов. В связи с тем, что штат был в последние годы сильно сокращен, большую часть работ выполняем собственными силами, а для выполнения тех работ, где требуется применение тяжелой техники, привлекаем подрядчиков. Со вступлением в законную силу нового Лесного кодекса все основные работы в лесопользовании переложены на арендаторов. Они сами проводят лесовосстановительные работы, отводы. Естественно, под нашим контролем. Также наши специалисты выезжают на места для приемки работ по лесопользованию, проверяют исполнение противопожарных мероприятий. Производим осмотры мест рубок один раз в год (по закону), выезжаем либо на своей технике, либо на технике арендаторов.
- Много нарушений в работе лесопользователей-арендаторов района?
- Сейчас зима, а мы уже проверяем подготовленность наших арендаторов к пожароопасному сезону 2017 года. В соответствии с проектом освоения лесов проверяем наличие противопожарной укомплектованности на предприятиях арендаторов. В каждом предприятии должен быть определенный минимум пожарного инвентаря, техники, рабочей мобильной силы, которая готова в любой момент выступить на тушение лесных пожаров. На каждом предприятии-арендаторе лесного участка должен иметься обученный руководитель тушения лесных пожаров.
Часть предприятий на момент проверки оказались недоукомплектованы противопожарным инвентарем, санкции в отношении таких предприятий очень жесткие – вплоть до приостановки деятельности. Мы проверяем как лесопользователей, так и недропользователей. Но если с лесопользователями мы можем работать круглый год, то некоторые недропользователи могут представить свою готовность к тушению лесных пожаров только весной, в то время, когда они начинают работу со сходом снега.
- Наши леса сильно пострадали от пожаров в прошлом году?
- Я бы не сказал. В прошлом пожароопасном сезоне сильная горимость лесов не наблюдалась, запомнился крупный пожар в Орджоникидзевском лесничестве, арендной базе ООО «ЕнисейЛесозавод», его площадь составила 1800 га, потушили за неделю. Стоит отметить, что все предприятия района, у которых запрашивались силы и средства на тушение лесных пожаров в этом году, предоставляли их очень оперативно, особо хотелось бы отметить слаженную работу таких арендаторов, как ООО «Сиблес-Проект», ООО «ЕнисейЛесозавод», ООО ППЦ «Металлические конструкции» и, конечно, работу КГАУ «Лесопожарный центр».
Несмотря на то, что пожаров было не так много, как в прошлые годы, все-таки пришлось вводить режим ЧС на короткое время в связи с лесными пожарами во время обострения ситуации. Все помнят, как мы страдали прошлым летом из-за задымленности, причина этого - большие лесные пожары в Эвенкии и Якутии, дым от которых северо-восточным ветром несло на центральную часть края, в том числе и на территорию нашего района.
- Петр Григорьевич, когда горят заказники, кто их тушит?
- Тушением повсеместно занимается краевая структура КГАУ «Лесопожарный центр», у нас Мотыгинским авиаотделением руководит А.С. Безруких, а наземную ПХС-1 (первого типа) возглавляет А.В. Федоров.
Как мы знаем, авиаотделение занимается тушением пожаров в труднодоступных авиазонах, а ПХС – в наземной доступной зоне. Если пожар большой, то привлекают силы из других районов.
- Как выявляются нарушения при рубках лесов?
- Мотыгинский район – один из немногих, где ведется интенсивная лесная рубка. Рубят лес арендаторы, предприятия мелкого и среднего бизнеса, местное население для собственных нужд. После окончания рубки лесничие проводят осмотры мест рубок, при обнаружении нарушений сведения передаются в надзорную структуру – КГКУ «Лесная охрана», которая определяет размер ущерба и обращается с исками в судебные органы либо передает материалы в ОВД. Также каждый год летом со спутника проводится космический мониторинг территории лесного фонда на предмет выявления лесонарушений. Нам в конце года поступают снимки лесосек, на которых хорошо видны рубки за границей отведенных лесосек, рубки, проведенные без разрешительных документов. По факту обнаружения нарушения мы проводим выездные проверки совместно с сотрудниками Мотыгинского ОВД. Если выявляются нарушения, то либо возбуждаются административные дела, либо сведения передаются в ОВД, где они рассматриваются в составе нарушений, подлежащих уголовной ответственности.
- Что входит в государственное задание, выполняемое КГБУ «Мотыгинское лесничество», в которое входят семь участковых лесничеств?
- Одним из основных направлений являются лесовосстановительные мероприятия - искусственное восстановление лесных культур (методом посева). В 2016 году было засеяно 40 гектаров в Раздолинском лесничестве, проведена подготовка почвы под посев лесных культур, подготовлено 30 га под посев в 2017 году. Проведение агротехнических уходов – на 90 гектарах были убраны кустарники, трава, мешающие росту посеянных культур. Содействие возобновлению леса – на 40 гектарах проводились мероприятия по сохранению подроста в лесосеках.
КГАУ «Лесопожарный центр» по государственному заданию в лесничествах района проложено пять километров минерализованных полос, очищено десять км минполос, установлено три аншлага, распространено 700 листовок, профилактические выжигания проведены на 100 гектарах.
Неплохо в 2016 году работали арендаторы. В строительстве лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, освоено 63 километра, реконструировано четыре км дорог для тех же целей, всего к эксплуатации подготовлено 334 км. Устроено противопожарных минерализованных полос 574 км, прочищено и обновлено 1220 км минерализованных полос.
Арендаторы также выполняли задания по лесовосстановлению. Засеяно 140 гектаров лесными культурами, подготовлена почва для посева лесных культур на 329,2 га, агротехнические уходы (ручным способом) проведены на 1123,9 га, мероприятия по содействию естественному возобновлению проведены на площади 2001 га, заготовлено 239,2 кг семян лесных растений для проведения лесовосстановительных работ.
- Кто и сколько заготавливает древесины в наших лесных угодьях?
- Арендаторы заготовили в прошлом году более 700 тысяч кубометров.
С 2008 года мы шли к тому, чтобы начать обеспечение предприятий малого и среднего бизнеса деловой древесиной. С прошлого года началось проведение аукционов для обеспечения нужд предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе для переработчиков древесины, тех, кто не имеет своей арендной базы. Им отпущено 69 тысяч кубометров древесины, для собственных нужд местного населения – более 31 тысячи кубометров.
- Есть инвестиционные проекты в лесной отрасли нашего района?
- Да, сегодня на территории района действует приоритетный инвестиционный проект ООО «Сиблес-Проект». Предприятие открыло перерабатывающий завод в Енисейском районе с полным циклом переработки лесного сырья. Таким предприятиям на льготных условиях выделяются арендные участки по минимальной стоимости и предоставляются без аукциона.
Есть еще две заявки на инвестиционные проекты от предприятий «Ксилотек-Сибирь» (дочернее предприятие ОАО «Лесосибирский ЛДК-1») и ООО «Док-Енисей». Пока договора аренды не заключены, но участки уже зарезервированы.
То есть, со входом этих предприятий в нашу лесосырьевую базу использование расчетной лесосеки увеличится, пока она используется только на 30 процентов. Увеличение использования расчетных лесосек – одна из задач, которые стоят перед лесным комплексом края.
- В районе планируется открытие предприятий полной переработки древесины?
- Пока о таких планах мне неизвестно, но радует то, что за последние несколько лет в районе появилось несколько небольших производств, которые, как правило, реализуют свою продукцию на местном рынке, и они закрывают потребности района в пиломатериале. Это предприятия в Мотыгино, Раздолинске, Орджоникидзе, Южно-Енисейске. Предприятий глубокой переработки у нас пока нет. Связано это, на мой взгляд, прежде всего, с труднодоступностью района, предприятиям сложно наладить стабильный сбыт продукции.
Ситуацию в корне могло бы изменить строительство железной дороги, либо круглогодичной автомобильной дороги, так как вывоз лесной продукции в основном из районов края осуществляется железнодорожным транспортом, это приемлемо и по себестоимости, и по скорости доставки. Для наших лесозаготовительных предприятий сложность еще в том, что у нас зимой ограничен тоннаж на переправах, это все влияет на логистику и затрудняет сбыт продукции.
- Петр Григорьевич, депутаты районного Совета несколько раз на экологической комиссии и других совещаниях поднимали вопрос о том, что в районе на месте строительства ЛЭП остаются порубочные остатки, что создает пожароопасную ситуацию и захламление территории. Почему так происходит и когда решится проблема?
- В любом случае арендатор обязан сдать лесной участок после того, как произведет зачистку от порубочных остатков.
На строительстве ЛЭП Раздолинск - Брянка работы еще ведутся, мы наблюдаем там мульчирование на некоторых участках. На сегодняшний день участок строительства ЛЭП находится в аренде, он не сдан, соответственно арендаторам будут предъявлены штрафные санкции. При вводе ЛЭП в эксплуатацию арендатор обязан будет убрать порубочные остатки либо путем мульчирования (измельчения), так делали при проводке ЛЭП от Кодинска до Раздолинска, либо путем вывоза древесных остатков. Также есть противопожарные требования, которые должны выполнять строители, например, опашка штабелей леса. Все работы у нас на контроле.
- Есть ли в районе «черные лесорубы», как можно их контролировать в наших огромных лесных массивах?
- Под этим мы подразумеваем тех, кто проводит незаконные рубки без разрешительных документов. В нашем районе это одиночные случаи частного характера либо рубят какие-то заезжие заготовители. Люди, которые заготавливают дрова для себя, на продажу. Такие случаи бывают всего несколько раз в год, массового наплыва «черных лесорубов», как в других районах, нет.
Контролем за незаконными вырубками, в том числе и проведением рейдов, занимается КГКУ «Лесная охрана» совместно с сотрудниками органов внутренних дел. Бывает, что жители сигнализируют о проведении вырубок, тогда на место выезжают те, кто контролирует заготовку леса на местах.
Для контроля за происхождением и движением древесины введена Единая система учета «ЕГАИС». В полной мере она действует с 2016 года. Лесники знают, что маркировке подлежат только ценные породы деревьев – дуб, бук, ясень, которые у нас не растут. Наша особая ценность – это кедр, который запрещено вообще рубить. Остальные породы деревьев считаются промышленными. Ценные породы подлежат поштучной маркировке, а все остальные – учету как древесина.
Сегодня любой, имеющий доступ к системе, а это заготовители, покупатели, переработчики, экспортеры, надзорные органы, органы управления лесным хозяйством, может узнать происхождение любой партии древесины и посмотреть ее путь от этапа заготовки до реализации конечной продукции покупателю. Таким образом сейчас стало очень сложно продать неучтенную нелегальную древесину на рынке. По крайней мере, легальные переработчики будут принимать только проверенную продукцию.
- Спасибо за беседу.
Наталья МОРОЗОВА