Дорога
Много красивых метафор придумано на тему дороги: дорога домой, путь к успеху... Но не меньше их и с негативной окраской. Дорога – это направление из одного пункта в другой. Однако, выезжая из какого-то места, человек может оказаться совершенно не там, где планировал. И все-таки то, где он окажется в конечном итоге, зачастую зависит от самого человека. Для тех, кто в дороге проводит значительную часть жизни, это особенно актуально. На маршруте из пункта А в пункт Б может случиться всякое, на дороге разбиваются не только машины, но и судьбы человеческие.
О таких ситуациях мы попросили рассказать Аксану Анатольевну САВИЦКУЮ, следователя следственного отдела при ОВД по Мотыгинскому району, капитана юстиции.
- В один не очень прекрасный день в феврале 2010 года тракторист Н., ранее неоднократно судимый, проживающий в Первомайске и работающий на одном из предприятий этого поселка, по указанию своего руководства должен был вывезти из леса сломанный К-700 «Кировец». На первый взгляд – обычная производственная ситуация, и поначалу все шло, как обычно. К обеду Н. на своем ТТ-4 (гусеничный трактор-трелевочник) прибыл на место. К-700 оказался оборудованным отвалом для очистки дороги от снега. Отвал этот имел внушительные размеры – 4,5 м на 1,5 м, причем полтора метра из четырех с половиной выступали за правый край «Кировца». Затащив этот отвал лебедкой на ТТ-4 и закрепив тросом К-700, Н. примерно в 21.00 отправился на базу в Первомайск. Не доезжая трех километров до Первомайска, Н., по его словам, был вынужден выехать на полосу встречного движения, так как выступающий на 1,5 метра в правую сторону отвал «Кировца» цеплялся за снежную бровку, что не давало ехать дальше. В этом месте дорога поворачивает налево. По роковому стечению обстоятельств именно в этом месте повстречались ТТ-4, буксирующий К-700 с выступающим на полтора метра ножом (отвалом), и грузовик японского производства (праворульный), направлявшийся в Раздолинск. При выходе из поворота, водитель Г., управляющий грузовиком, увидел перед собой (на своей полосе движения) свет фар ТТ-4. Чтобы избежать столкновения, Г. уводит грузовик влево и, как вы понимаете, попадает под выступающий нож К-700. «Кировец» не был обозначен никакими световыми устройствами или габаритными огнями, так как двигатель у него был сломан. По заключению медэкспертизы от 11 ноября 2010 года в результате ДТП потерпевшему Г. причинен тяжкий вред здоровью. Грузовик получил существенные механические повреждения. Не будем утомлять читателя перечислением пунктов Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, которые (вынужденно или не вынужденно) нарушил Н., но добавим лишь, что водительских прав он не имел, «корочки» тракториста, полученные в 1976 году, были просрочены. Обвинение Н. предъявлено в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ (нарушение лицом, управляющим автомобилем или другим ТС, Правил дорожного движения или эксплуатации ТС, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека).
Второй случай произошел также в Первомайске в августе 2010 года, в половине третьего ночи, когда житель этого поселка Ц., ранее не судимый, совершил ДТП. Здесь особо рассказывать нечего. Ц., управляя мотоциклом «Днепр», выражаясь языком протокола, не справился с управлением и допустил наезд на препятствие, в результате чего пассажир мотоцикла С. получил тяжкие телесные повреждения. Это дело не привлекло бы нашего внимания, если бы не одно обстоятельство. Во время проведения технической экспертизы было установлено, что на мотоцикле отсутствовала тормозная система. Мотоцикл был с коляской, и ни на переднем, ни на заднем колесе, ни на колесе коляски тормозов не было. Более того, Ц. знал об этом, но, тем не менее, посреди ночи поехал вместе с пассажиром. Своими действиями Ц. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ. Приговор суда – 1 год лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.
Другое происшествие на дороге, случившееся в сентябре 2010 года, имело гораздо более трагические последствия. Гражданин З., проживающий в Назарово, ранее не судимый, работающий, кстати, водителем, ехал вместе с пассажиром на автомобиле ВАЗ-21099 по трассе Мотыгино – Широкий Лог. «Ехал» - это скромно сказано. На момент аварии скорость автомашины была примерно 100 км в час, но, наверное, алкоголь в крови З. мешал ему адекватно оценивать ситуацию. Не справившись с управлением, З. совершил опрокидывание автомобиля. Список механических повреждений, полученных автотранспортным средством, занимает семь строк, и перечислять их нет смысла. Проще говоря, автомобиль разбит всмятку, понятно, что выжить при таких деформациях салона и кузова практически невозможно. Поэтому пассажир Д. от полученных травм скончался. Деяние З. Уголовный кодекс классифицирует как нарушение лицом, управляющим автомобилем или другим ТС, Правил дорожного движения или эксплуатации ТС, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека. По приговору суда З. отправился в колонию-поселение на два с половиной года и лишен права управления транспортными средствами.
Много раз говорилось, что дорога – это место повышенной опасности, и относиться к поездке надо очень серьезно, ведь в ваших руках не только руль, но и жизнь, и здоровье, как ваше, так и других людей.
Евгений РЕДВАНСКИЙ