Осторожно: гололед!
Опытный водитель в осенне-зимний период рассуждать насчет чистого и сухого асфальта поостережется. Кто не видел на нем странные, словно остекленевшие следы торможения? Когда они тянутся на десятки метров, становится страшновато за того, кому довелось здесь тормозить: видно, понадеялся на «сухой» асфальт!..
В морозы влага бывает так мало заметна в верхнем слое дорожного покрытия, что недолго ее и проглядеть. Но она может здесь предательски скрываться и ждать, пока вы попробуете резко затормозить и (или) повернуть. Вы благополучно преодолели участок с глубоким снегом, затем выехали на шоссе, дали газу… Перед перекрестком стали тормозить - не берут! Причина — мокрые диски (барабаны) тормозов и колодки, как если бы вы лихо проехали глубокую лужу. И «сушить» их приходится также — осторожно проехать сотню метров, притормаживая. На льду, особенно ровном, машина ведет себя, можно сказать логично: хотя и слабо, но тормозит, разгоняется, слушается руля.
Сложнее ехать на заднеприводном автомобиле, если снег идет в относительно теплую погоду, то есть на дороге - мокрая «каша». Тут особенно подводят широкие, низкопрофильные радиальные шины, даже с отличным протектором. Их большое пятно контакта часто не продавливает слой снега и не способно зацепиться за земную твердь. Автомобиль, неожиданно для новичков, может оказаться неуправляемым. Спрессованный шиной снег легко сдвигается по нижнему слою, пропитанному водой, едва вы попытаетесь затормозить и (или) повернуть.
В этих условиях, даже двигаясь по прямой, автомобиль может самопроизвольно входить в занос, так как задние колеса стремятся соскользнуть со следов, напрессованных передними и выступающих, словно рельсы. Непрестанные микрозаносы требуют корректировки рулем, а чуть отвлечетесь, окажетесь в настоящем заносе.
На прилавках сейчас можно найти почти лысые покрышки б\у иностранного производства, охотно покупаемые автовладельцами; но на мокром снегу они наиболее опасны. Лучше всего здесь ведет себя автомобиль на сравнительно узких диагональных шинах с крупным «зимним» рисунком протектора.
Александр Шаклин,
госинспектор
ОГИБДД МО МВД России
«Лесосибирский»,
капитан полиции