Велосипед и некоторые правила по его использованию
Покупая велосипед, нужно делать правильный выбор, подумав - для каких целей и какой вам нужен велосипед. Для поездки в школу, техникум, на работу, дачу не нужно гнаться за скоростными качествами. Разница не очень велика.
На велосипеде очень пригодится багажник, а фонарь, отражатели, зеркало, звонок, которые существенно повысят комфорт и безопасность вашего движения. Велосипед должен быть подобран по росту, единственное исключение может быть сделано разве что для складных машин. Большой, на вырост неудобен - ноги с трудом достают до педалей, а на слишком маленьком приходится высоко поднимать сиденье и руль, сутулиться при езде.
Купив велосипед и изучив заводскую инструкцию, нужно внимательно осмотреть и проверить работу его основных узлов, подтянуть болтовые соединения.
КОГДА НЕТ ЧЕТЫРНАДЦАТИ...
...А так хочется выехать на дорогу, почувствовать себя настоящим водителем. Но... стоп! До 14 лет дети могут ездить только внутри дворов, на специальных площадках, по велодорожкам. Почему именно четырнадцать - рубеж водительской зрелости для езды на велосипеде?
Установлено, что дети, выезжая на дорогу и становясь полноправными водителями двухколесных транспортных средств, по уровню своего психофизиологического развития не всегда могут принять правильное решение в конкретной дорожной ситуации. Они еще не имеют твердых навыков управления велосипедом, не прошли полный курс школьной программы Правил дорожного движения. В этом возрасте человек только начинает обучаться езде на велосипеде, и выезд его на дорогу, конечно, опасен.
ГДЕ УЧИТЬСЯ ЕЗДИТЬ?
Велосипед куплен. Но прежде, чем выехать на дорогу, необходимо как следует научиться им управлять. Ведь на проезжей части некогда думать, как затормозить и остановиться или удержать равновесие, нужно решать другие задачи, оценивать ситуацию на дороге, подавать сигналы маневра, выполнять требования Правил.
Учиться ездить на велосипеде надо в тех местах, где нет движения автомобилей - во дворах, на велодорожках, но ни в коем случае не на тротуаре и пешеходных дорожках. Там движение на велосипедах вообще запрещено. Опасно учиться ездить на обочинах. Отсутствие ровного покрытия и проезжающие в непосредственной близости автомобили представляют опасность. Также необходимо ознакомиться с дорожными знаками. Изучив Правила дорожного движения, вы узнаете, для чего нужен тот или иной знак, где он устанавливается, какова зона его действия.
Знак «3.9» «Движение на велосипедах запрещено» ПДД запрещает движение на велосипедах, в том числе и с мотором, и мопедах, на дорогах с высокой интенсивностью движения, узкой проезжей частью, в протяженных тоннелях.
Знак «3.10» «Движение пешеходов запрещено» ПДД запрещает движение пешеходов на участках дорог (тоннелях, мостах, ремонтируемых участках, и т.п.). Действие знака распространяется на велосипедистов, идущих с велосипедом.
Первый навык, который должен быть получен в процессе обучения, - умение держать равновесие. Мы легко обнаруживаем, что с увеличением скорости удерживать равновесие легче, велосипед как бы сам стремится держать вертикальное положение. И наоборот, со снижением скорости он так и норовит повернуть в сторону. Вот почему для велосипедиста важно научиться ездить медленно.
Собираясь выезжать на дорогу с интенсивным движением, нужно помнить, что велосипед - маневренное, но очень неустойчивое транспортное средство, поэтому нужно научиться управлять им одной рукой - и правой, и левой. Это дает возможность во время движения подавать сигналы маневра, не боясь упасть.
МОЖНО ЛИ БРАТЬ ПАССАЖИРА?
Нет, нельзя! Ни на раму, ни на багажник. Велосипед, в отличие от автомобиля или мотоцикла,- сугубо индивидуальное транспортное средство. Единственное исключение - для ребенка в возрасте до 7 лет при условии, если велосипед оборудован дополнительным сиденьем, которое может находиться как сзади, так и на раме, и надежными подножками.
Почему введено такое жесткое ограничение на перевозку пассажиров? А потому что увеличение почти в два раза веса велосипеда с седоками затрудняет его маневренность, им становится трудно управлять, а это, в свою очередь, сказывается на безопасности движения.
ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ
Неужели опять нельзя? Нет, можно, но осторожно - при условии, что груз не будет мешать управлять велосипедом и выступать за его габариты (по длине и ширине) не более чем на 0,5 м. Ограничения в габаритах предметов, перевозимых на велосипеде, связаны с тем, что он не занимает полностью полосу движения, а располагается у самого края проезжей части. Поэтому большие габариты предметов увеличивают опасность наезда на велосипедиста проходящего транспорта, либо сам предмет может нанести повреждение пешеходу, находящемуся на тротуаре или обочине.
ВЫЕЗД НА ДОРОГУ
Почти каждая поездка на велосипеде начинается с того, что приходится выезжать из дворового проезда, арки на дорогу с оживленным движением транспорта. Характерная особенность этих пересечений - они не являются перекрестками, где действует правило «правой руки», о котором мы расскажем позже, и здесь знаков приоритета «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено» может и не быть. В этих местах обзор дороги нередко закрыт, радиус поворота небольшой. Да и водители транспортных средств не знают, что впереди выезд - появление велосипедиста для них неожиданно... Не случайно поэтому статистика дорожных происшествий свидетельствует: в этих местах наиболее часты аварии из-за невнимательности велосипедистов, которые, «вынырнув» из бокового проезда на дорогу, ударялись в боковую часть автомобиля или оказывались на его пути в непосредственной близости.
НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ
Положение велосипедиста на проезжей части определяют боковой интервал и дистанция. Некоторые считают требование Правил - ехать не далее 1 м от края проезжей части - излишне строгим и следуют по центру правой полосы, а то и ближе к осевой линии. Между тем стоит задуматься: почему в нормативном документе именно 1 метров? Причина в том, что полоса движения практически любой дороги имеет ширину 3,5-3,75 м, а габарит по ширине транспортного средства может доходить до 2 м. Так вот, это положение было введено, чтобы скоростным транспортным средствам не изменять траекторию движения и опасно не маневрировать и в то же время обезопасить велосипедиста от наезда сзади. В такой ситуации опережающим автомобилям не нужно перестраиваться в другой ряд, а велосипедисты могут безопасно продолжать движение, не озираясь назад.
Дистанция для велосипедиста играет важную роль, когда приходится следовать за гужевой повозкой, трактором, другим велосипедом, чья скорость ненамного отличается от вашей. Она должна выбираться с учетом скорости движения и состояния дорожного покрытия. Выше скорость - больше дистанция. У водителей автомобилей есть простое правило - берется численное значение скорости (в км/ч), делится пополам - вот и безопасная дистанция в метрах. Если короче - «дистанция - половина скорости». Например, при скорости 30 км/ч дистанция должна быть не менее 15 м.
БЕЗОПАСНАЯ СКОРОСТЬ
Скорость движения - одно из самых важных качеств любого транспорта. Но именно ее неправильный выбор оказывается частой причиной дорожных происшествий. Это и понятно. С увеличением скорости возрастает тормозной путь велосипеда, быстрее нужно принимать решение. Можно ли во всех происшествиях винить высокую скорость движения? Конечно, нет. Сама по себе она не опасна. Ведь когда спортсмен на велотреке развивает скорость до 60-80 км/ч, никаких аварий не происходит. Причина в другом. Скорость должна соответствовать тем дорожным условиям, которые сопутствуют движению велосипедиста. На скользком участке дороги, суженной проезжей части, крутом повороте, перекрестке скорость должна быть уменьшена, чтобы вовремя, до подстерегающей опасности, притормозить или даже остановиться.
Что нужно помнить велосипедисту о скорости и ее влиянии на безопасность дорожного движения? Заповеди просты. Чем больше скорость, тем выше вероятность происшествия и его тяжесть. В транспортном потоке с увеличением разницы в скорости движения между велосипедистом и транспортными средствами растет опасность аварии. Резкие ускорения и замедления во время движения повышают риск наезда на велосипед других транспортных средств.
Опасно привыкание к высокой скорости. Двигаясь по загородной дороге и въезжая потом в город, нужно учитывать, что ехать с той же скоростью уже нельзя. Ведь здесь условия движения более сложные из-за частых перекрестков, остановок общественного транспорта, пешеходных переходов.
И в заключение хочется пожелать всем участникам дорожного движения безаварийных поездок и уважительного отношения друг к другу.
В статье использована информация отдела пропаганды УГИБДД ГУВД по Красноярскому краю.
Николай НАТАЛЕНКО,
инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения
ОГИБДД ОВД по Мотыгинскому району.