Шла машина темным лесом, за каким..?
Когда речь заходит о безопасности дорожного движения, то на ум приходят Правила дорожного движения, изменения, вносимые в законы, касающиеся этого аспекта нашей жизни, увеличение штрафов за езду в пьяном виде и тому подобное.
Но есть и более приземленные, так сказать, обыденные моменты. По причине их повсеместности, повседневности и постоянности, мы просто перестали обращать на них внимание. Но это до поры - до времени, пока не случится беда. После нее опять пойдут разговоры о «человеческом факторе» и «несовершенстве законодательной базы». Но сколько еще надо говорить об ответственном отношении к управлению автомобилем, и сколько еще надо принимать законов в этой сфере, если даже элементарные требования к безопасности движения нарушаются походя? К каждому водителю инспектора ГИБДД не посадишь, а законов и так издано немало. Издать закон, обязывающий исполнять закон? Звучит абсурдно, но не удивлюсь, если дойдет и до этого. В конечном итоге все упирается в ответственность водителя, и не столько в юридическую, сколько в человеческую, если хотите - в гражданскую.
Об одном случае безответственности на дороге нам рассказал Виктор Николаевич ЩЕТИНИН, заместитель главы администрации района по ГО, ЧС и жизнеобеспечению населения.
- Можно сколько угодно ужесточать наказания для водителей и говорить с экранов телевизоров о том, что дорога – место повышенной опасности, и поэтому надо соблюдать все правила и требования, но пока люди сами этого не осознают, ничего не изменится. Недавно я стал свидетелем происшествия, в котором, как в капле воды, отражается халатное отношение водителей и «ответственных» лиц к обязанностям по соблюдению норм безопасной эксплуатации автотранспорта.
Выезжая утром из Раздолинска, я увидел около кислородной станции стоящий лесовоз с прицепом, который, по недоброй традиции, был перегружен. И на самом лесовозе, и на прицепе бревна лежали выше коников, единственным, что их удерживало от падения, была цепь-перемычка. Машина стояла на подъеме, так как не могла подняться в гору.
Двигаясь дальше по раздолинской дороге, как в продолжение истории об этом лесовозе, я обнаружил лежащее посреди проезжей части бревно, которое явно вывалилось из такой же перегруженной машины. Я думаю, каждый водитель со мной согласится, что такие «сюрпризы» попадаются не так уж редко. Само по себе подобное препятствие уже является большой угрозой безопасности дорожного движения, но надо еще принять во внимание тот факт, что было утро, то есть видимость была ограничена, к тому же в зимнее время от проезжающих машин над дорогой постоянно клубятся завихрения и снежная дымка, которые еще больше снижают видимость. В таких условиях заметить препятствие на проезжей части достаточно сложно.
Лежащее бревно - это полбеды, опытный и внимательный водитель может его объехать. Но лежащее бревно - это выпавшее бревно. А если оно выпадет в тот момент, когда рядом с лесовозом будет проезжать другая машина, например, встречная? Если бревно вывалится на ходу на встречную машину, то каким бы асом ни был водитель встречного автомобиля, он не успеет увернуться от бревна, и тогда жертв не избежать.
Может, это мистика, может, совпадение, а может быть, это был сигнал нам свыше, но бревно лежало в том месте, где не так давно погибли в ДТП два человека, врезавшись на легковушке в рейсовый автобус межпоселкового маршрута.
Через короткое время возвращаюсь в Раздолинск и вижу то, что и следовало ожидать: перевернутый прицеп лесовоза, бревна, раскатившиеся по дороге, и следы протекторов, по которым можно сделать предположение, что машина пошла юзом, видимо, при попытке одолеть подъем. Но самым вызывающим стал тот факт, что сам лесовоз (уже без прицепа) встретился мне, когда я возвращался в Раздолинск, причем с его борта свисало бревно, придерживаемое каким-то чудом одной лишь цепью-перемычкой. В любой момент на яме или на кочке это бревно могло выпасть, и где гарантия, что не на встречный автомобиль?
Надо сказать, что наряд полиции прибыл на место крушения прицепа достаточно оперативно. Как сказали сотрудники полиции, они проведут необходимое расследование инцидента.
Конечно, сваливать всю вину на водителей лесовозов нельзя. Здесь немалая доля ответственности лежит и на руководителях лесозаготовительных предприятий. В их компетенции следить за работой погрузчиков и загруженностью лесовозных машин. В первую очередь руководители всех уровней предприятий лесозаготовки должны быть озабочены не извлечением прибыли, а соблюдением норм безопасности. Понятно, что зарплата лесовозчиков напрямую зависит от вывезенных ими кубометров леса, но потерявшая всякое чувство меры погоня за деньгами может в один момент обернуться катастрофой, в которой пострадает и сам водитель лесовоза, и другие участники дорожного движения.
Поскольку проблема перегруженности лесовозного автотранспорта встречается сплошь и рядом и стала уже привычной взгляду, то пора и сотрудникам правоохранительных органов спрашивать за такие нарушения строже. Относиться снисходительно к подобным фактам нельзя, ведь чем больше перегруженных лесовозов на наших дорогах, тем больше и вероятность дорожно-транспортного происшествия с трагическим финалом. Несмотря на то, что существует технологическая дорога, так называемая «ленинградка», все равно перевозка тяжелых грузов осуществляется по дорогам общего пользования. И довольно часто встречаются на таких дорогах опрокинувшиеся лесовозы, и просто «потерявшиеся» бревна. К счастью, пока, насколько мне известно, человеческих жертв при таких ДТП не было. И если все, от кого это зависит, приложат необходимые усилия, то жертв и не будет.
Особых рычагов влияния на ситуацию администрация района, к сожалению, не имеет. Да и вмешиваться в производственную деятельность хозяйствующих субъектов по закону никто не имеет права, приходится рассчитывать на их совесть и сознательность. Руководители лесозаготовительных предприятий должны понимать, что, кроме их автотранспорта, на дорогах есть и другие участники движения. Сами водители, похоже, не замечают, что с их машины упало бревно, и продолжают двигаться дальше. Тем не менее, в случае дорожно-транспортного происшествия виновным будет признан именно водитель. Дороги, по которым осуществляются эти перевозки, находятся в ведении края или Российской Федерации. Здесь свое слово должна сказать ГИБДД. Эта проблема не является только «мотыгинской». Каждый, кто хоть раз проезжал по Енисейскому тракту, видел, что очень перегруженные лесовозы едут и по этой дороге. Однако на больших трассах, соединяющих крупные административные центры, контролирующие органы осуществляют проверки регулярно. В нашем районе нет стационарных постов весового контроля, чем пользуются недобросовестные руководители и водители.
Существуют установленные для каждого вида грузового транспорта нормативы нагрузки на ось, согласно которым и должны загружаться лесовозы. Руководители лесозаготовительных предприятий и водители об этих нормах прекрасно осведомлены. Когда в район с инспекцией приезжают представители федеральной службы по надзору в сфере транспорта или службы весового контроля государственной службы дорожного хозяйства, чтобы проверить правильность загрузки тех же лесовозов, то все как один лесовозы загружаются согласно нормам. Но стоит работникам контролирующих органов покинуть район, все возвращается на круги своя. Такое отношение к исполнению требований закона и к своим обязанностям называется безответственностью, более того, нарушение закона есть преступление, и с этим необходимо бороться.
Повторю, пока ДТП с участием перегруженных лесовозов не приводили к человеческим жертвам, но это лишь по счастливой случайности. Настало время, когда уже хватит уповать на случай, ведь в следующий раз везение может и изменить.
Евгений РЕДВАНСКИЙ
Оперативная съемка В. Н. Щетинина