«Держись, геолог, крепись, геолог»
Редкие и редкоземельные металлы
Чуктуконское месторождение редких и редкоземельных металлов открыто в 1961 году Г.С. Стародубовым. Месторождение расположено на территории Богучанского района. Приурочено оно к южному (Чуктуконскому) куполу Чадобецкого поднятия. Буровыми работами Чадобецкой партии АГРЭ при поисково-оценочных работах на бокситы (Р. Воскобойников, Р. Соколов) были вскрыты рыхлые образования коры выветривания карбонатитов, несущие ниобиевое и редкоземельное оруденение. По технологическому типу руды относятся к тонкодисперсным труднообогатимым. Мощность коры выветривания достигает ста и более метров. Отдельные скважины вскрыли неокисленные первичные руды.
Карбонатиты Чадобецкого поднятия центрального типа. Минералогический состав рекометальных и редкоземельных руд Чуктуконского месторождения в первом приближении был изучен при геологогической съемке масштаба 1:50 000 (Великандинская партия Ангарской экспедиции, А.Е. Березий, Ю.А. Забиров, 1964).
В восьмидесятых годах Восточная партия Ангарской экспедиции под руководством В.Я. Наумова и А.А. Малышева провела поисково-оценочные работы на Чуктуконском месторождении. В 2014-2015 годах «Красноярскгеолсъемка» (госкорпорация «Росгеология») выполнила разведочные работы Чуктуконского месторождения. Не исключено, что промышленное освоение Чуктукона произойдет одновременно с месторождениями бокситов Чадобецкого района.
Наумов Василий Яковлевич
(1935-2009)
Родился 9 июня 1935 года в Кулундинской степи Казахской ССР. Путь в геологию у Василия Яковлевича был долгим и непростым. После окончания в 1952 году семилетней школы пришлось работать буровым рабочим, рабочим на лесозаготовке, отслужить армию. И только в 1959 году после окончания Новосибирского геологоразведочного техникума он начал работать в Ангарской экспедиции. Прошел путь от коллектора до начальника крупной геологоразведочной партии. Под его руководством геологи Восточной геологосъемочной партии в 1973 году открыли Татарское фосфатно-ниобиевое месторождение (А.А. Малышев). Василий Яковлевич возглавил последовавшие после открытия поисково-оценочные и разведочные работы этого месторождения. Василий Яковлевич по праву занимает место в ряду наиболее грамотных и умелых руководителей-организаторов геологоразведочных работ Ангарской экспедиции.
Василий Яковлевич постоянно участвовал в общественно-политической жизни экспедиции. Он возглавлял шахматные баталии в экспедиции и Мотыгинском районе и занимал на них призовые места.
Сурьма
В 1930 году в Приангарье начинают работать поисковые партии Восточно-Сибирского геологоразведочного треста. В 1932 году Пенченго-Питской партией (А.С. Голиков) было открыто Раздолинское сурьмяное месторождение. В 1933-1935 годах под руководством Файзулина на нем проведены разведочные работы, отобрана технологическая проба, из которой в 1935 году получена первая сурьма. В 1936 году образован комбинат «Раздольстрой». В 1941 году пущена первая очередь обогатительной фабрики. Месторождение эксплуатировалось как чисто сурьмяное и было отработано к 1965 году.
В 1966 году Яковчуком было открыто Удерейское золото-сурьмяное месторождение. Основной объем разведочных работ выполнила Партизанская партия под руководством В.П. Куликова. Геологическое руководство осуществляла А.Т. Стеблева. В работах участвовали геологи Н.П. Дорофеев, В.Н. Белов, В.С. Власов и многие другие. Гидрогеологические наблюдения проводились Б.Д. Львовым, Л.В. Муромцевой, Б.А. Камышанским. В 1973 году под руководством А.Т. Стеблевой был составлен отчет с подсчетом запасов сурьмяных руд.
Стеблева Анастасия Тимофеевна. Судьба этого человека неразрывно связана с работой и жизнью Ангарской экспедиции. Еще в период учебы на геологоразведочном факультете Томского индустриального (позднее политехнического) института, работая на практике, на геологической съемке в районе Аяхтинского золоторудного месторождения, она влюбилась в приангарскую тайгу. Поэтому сразу после окончания института 27 апреля 1948 года двадцатитрехлетняя Настя Сырнева (девичья фамилия) была на Красноярском аэродроме. Вот как она сама на страницах «Ангарского рабочего» вспоминает этот день: «27 апреля 1948 года. Красноярский аэродром. На нем стоят «Дугласы» и маленькие У-2. К одному из них подвели меня, чтобы отправить на разведку Усовского железорудного месторождения. Летчик посмотрел на мою легкую экипировку и молча предложил свои сапоги. Самолет открытый. Перед пассажиром только невысокий целлулоидный козырек. Ледяной ветер с силой бьет в него и хлещет по спине. До Мотыгино летим более трех часов. Сначала вдоль Енисея, а потом завернули на Ангару. В тайге всюду снег. Наконец наш «кукурузник» садится на остров. С трудом вылезаю из кабины. Ноги ничего не чувствуют. Сапоги летчика плохо защитили от холода, едва не обморозилась.
На месте теперешней экспедиции тогда стояла только одна контора (ныне старая камералка). Это была перевалочная база Нижне-Ангарской экспедиции, которая тогда располагалась в п. Усово прямо на месторождении (сегодня на месте старой камералки стоит двухэтажный жилой дом, Советская, 17 – Ю.З.). Туда едем всю ночь по подмерзшему зимнику. Вместе со мной на полуторке трясутся буровики Потапов и Малахов. Поселок Усово в то время выглядел своеобразно. Контора, камералка, клуб, длинный барак, а вокруг ютились палатки».
И дальше были пять лет труда геолога на разведке железных руд Нижнеангарского бассейна. Работать было трудно, особенно зимой. Приходилось задавать и документировать выработки в сорокаградусные морозы, лазить по глубокому снегу.
Случилось так, что Анастасия Тимофеевна всегда оказывалась на главном направлении работ Ангарской экспедиции. После Ангаро-Питского железа у нее были бокситы Татарского месторождения. В 1954 году на базе Татарской геологоразведочной партии был организован санно-тракторый поезд и в марте отправлен в Северо-Енисейский район для проведения поисково-разведочных работ на Сулакшинском месторождении бокситов.
Юрий ЗАБИРОВ
(Продолжение следует)