Держись, геолог, крепись, геолог
Сурьма
Работами руководила геолог А.Т. Стеблева. В очень трудных зимних условиях, прокладывая дорогу по заснеженному целику, санно-тракторный поезд преодолел расстояние 200 км. Вот как сама Анастасия Тимофеевна вспоминает этот маршрут: «Видавшие виды тракторы то и дело ломались. И гонец, как у А. Дюма, только не на горячем скакуне, а на лыжах, бежал в Татарку за подшипником или другой деталью. После его возвращения шествие продолжалось. На ночлег останавливались в заброшенных зимовьях, а когда их не было на пути, прямо в тайге. Пассажиров моложе семи лет было около 40 человек. И они неплохо выдержали путешествие. Во всяком случае, ни один тяжело не заболел. Одной двухлетней «разведчице» захотелось чаю. Термосов с нами не было, а останавливаться не хотелось. Выручил тракторист. Он нацедил из радиатора воды, и девочка жадно прильнула к кружке. А когда утолила жажду, сказала: «Фу! Пахнет».
В течение апреля и мая оборудование на прииск Новая Еруда было завезено. До Пит-городка грузы доставляли тракторами и лошадьми, дальше - автомашинами. Последняя партия рабочих - в десяти километрах от прииска. Жили в палатках. На прииск ходили пешком, груз возили на лошадях. Когда не было лошади - несли на себе. На вооружении разведчиков были буровые станки КА-2М-300 с нефтяными двигателями. Нефть для них часто приходилось носить с прииска в ведрах. Чуть сошел снег - в палаточном городке застучали топоры. Началось строительство поселка. К зиме были построены магазин, общежития, помещение для красного уголка. Бурили и строили. Работники нашей партии отличались не только трудолюбием, но и готовностью в любую минуту прийти на помощь товарищу. Как-то тяжело заболела женщина. Спасая больную, Тишкус, Толубеев и еще трое мужчин дождливой ночью на носилках, освещая дорогу фонарем, донесли ее до больницы.
Благодаря собранности и целеустремленности коллектива за год с небольшим месторождению и прилегающему к нему району была дана перспективная оценка. И снова в путь, на разведку новых месторождений.
Как-то одна дама спросила меня, когда перестану «мотаться по партиям». Человеку другой профессии иногда трудно понять, как каждую весну тайга зовет геолога. Даже незначительная находка, будь то кусок руды, отпечаток древней ракушки, карстовая полость, радуют геолога больше, чем курортные блага. Не помню кто, но очень хорошо написал о геологе:
И к зиме на руках исцарапанных
Он донес до родных городов
Серый камень
в мерцающих крапинах
С самых дальних таежных хребтов».
(Ангарский рабочий, № 40 (3514), 4 апреля 1967 г.).
Этот двухсоткилометровый маршрут санно-тракторного поезда в зимних условиях и последующая работа в Северо-Енисейском районе были отмечены орденом Трудового Красного Знамени (1956). Уже в должности главного геолога Анастасии Тимофеевне поручили разведку Тальского месторождения магнезитов. А дальше последовал звездный путь - разведка Горевского свинцово-цинкового месторождения. За отличное выполнение этой работы Анастасия Тимофеева награждена знаком «Отличник разведки недр» (1966) и ей присвоено звание Лауреата Ленинской премии (1967). После Горевского свинцово-цинкового месторождения Анастасию Тимофеевну в 1968 году направляют на золото-сурьмяные руды Удерейского месторождения. О значимости этого объекта в то время свидетельствует тот факт, что он находился на контроле Министерства геологии. Оперативную информацию о ходе выполнения разведочных работ докладывали непосредственно начальнику Красноярского управления В.Д. Челышеву. Распределение золото-сурьмяного оруденения в пределах рудного поля оказалось неравномерным и сложным. Потому наиболее трудными были первые годы разведки этого объекта. Но Анастасия Тимофеевна с этой задачей успешно справилась. Труд ее не остался незамеченным. Ее многолетняя работа на бокситовом, свинцово-цинковом и золото-сурьмяном направлениях было отмечена высшей правительственной наградой - орденом Ленина и золотой медалью «Серп и молот» с присвоением звания Героя Социалистического труда (1971).
Главный геолог Красноярского геологоуправления А.С. Аладышкин в своей «Торжественной оде в честь ангарского народа» переквалификацию Анастасии Тимофеевны с Горевских свинцово-цинковых руд на Удерейскую сурьму охарактеризовал так:
Но вот у нас пример иной -
Герой труда, Стеблева Тася,
Пленилась черною сурьмой,
От галенита отреклася,
И не скорбит, ни боже мой.
Примечание: галенит - это минерал свинцовой руды.
Можно без всякого преувеличения сказать, что Анастасия Тимофеевна Стеблева принадлежит к числу наиболее ярких геологов, оставивших неизгладимый след в истории Ангарской экспедиции.
Магнезиты
В 1897 году была организована партия геологов в составе Л.А. Ячевского, Н.Л. Ижицкого, А.К. Мейстера. При проведении маршрутных исследований по рекам Рыбной, Талой, Удоронге в 1898 году были обнаружены магнезиты в коренном залегании. В 1932 году геолог Е.И. Митченко дал оценку Тальского, Удоронгского, Рыбинского и Киргитейского проявлений магнезитов. В 1934 году В.Ф. Федоров провел поиски магнезитов на правобережье Ангары между реками Рыбной и Каменкой и обследовал Тальское и Мешковское проявления.
Специализированные геологоразведочные работы на магнезиты проводятся с 1944 года с небольшими перерывами до настоящего времени. В 1958 году в результате геологосъемочных работ Б.Г. Цакуловым и А.В. Дубовских было открыто Верхотуровское месторождение магнезитов. В период с 1959 по 1965 год коллектив геологов под руководством А.В. Кириченко выполнил поисково-разведочные работы по оценке запасов этого месторождения. Всего же в районе выявлено 27 месторождений и проявлений магнезитов высокого качества. Практически все наиболее крупные и изученные месторождения расположены на территории Мотыгинского района. Это месторождения Кардаканское, Удоронгское, Рыбинское, Тальское, Мариинское, Екатерининское, Голубое, Буровое, Нижне-Киргитейское, Верхотуровское (Быковское). Сырьевой базой периклазового завода в настоящее являются месторождения Екатерининское и Голубое. Детальная разведка и подготовка к эксплуатации месторождения Голубое выполнены были уже во втором десятилетии текущего столетия.
Промышленное освоение Верхотуровского месторождения начал в 1991 году Череповецкий металлургический комбинат (генеральный директор Ю.В. Липухин). Для этой цели им было учреждено акционерное общество «Стальмаг». Это горнодобывающее предприятие было практически на 90 % укомплектовано специалистами и рабочими Ангарской экспедиции.
Юрий ЗАБИРОВ
(Продолжение следует)