Трасса мужества
75 лет открытию воздушной трассы «Аляска – Сибирь»
На «Аэрокобрах» летали многие советские асы, в том числе знаменитый
Александр Покрышкин и его боевые товарищи
9 октября 1941 года Госкомитет обороны принял решение об организации доставки самолетов из США в СССР по воздуху. Создание этой трассы возлагалось на Главное управление Гражданского воздушного флота под началом генерал-майора В.С. Молокова. Было изучено несколько различных маршрутов, и выбран путь через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска. Начальником строительства авиалинии был назначен Д.Е. Чусов. 13 октября была сформирована, а 16-го вылетела в Иркутск первая группа специалистов.
В НОЯБРЕ 1941 года началась реконструкция уже имевшихся аэродромов.
В Красноярске удлинили две бетонные взлетно-посадочные полосы, сделали рулежные дорожки, оборудовали самолетные стоянки. Был реконструирован аэродром в Якутске. Строительство новых аэродромов началось в 1942 году. Вдоль трассы строились узлы связи, радионавигации, метеорологические станции, уточнялись полетные карты. 27 апреля 1942 года Гражданский воздушный флот, строивший и эксплуатировавший трассу, был подчинен Военно-Воздушным силам Красной Армии. В июле 1942 года Владимир Коккинаки на бомбардировщике Б-25 пролетел по недостроенной трассе и доставил в Москву американскую правительственную комиссию по вопросам согласования начала перегонки самолетов. 23 июля для приемки трассы вылетела комиссия ГУ ГВФ. Обследовав маршрут, комиссия разрешила запуск трассы во временную эксплуатацию.
К октябрю 1942 года на трассе было введено в эксплуатацию десять аэродромов: пять базовых – отремонтированные в Якутске и Красноярске, и новые в Киренске, Сеймчане и Уэлькале; также пять запасных – в Алдане, Олекминске, Оймяконе, Берелехе (Сусуман) и Марково. Строились аэродромы в Бодайбо, Витиме, Усть-Мая, Хандыге, Зырянке, Анадыре. В СССР было построено 16 аэродромов, в США и Канаде – 15.
Перегоночная дивизия была сформирована летом 1942 года в Иваново. Здесь летчиков знакомили с американскими самолетами и проводили тренировочные полеты. Командиром дивизии и начальником трассы был назначен полковник Илья Павлович Мазурук – полярный летчик, Герой Советского Союза. В дивизию входило пять авиаполков. Осенью летный состав был перевезен на трассу. Штаб дивизии и управление воздушной трассы располагались в Якутске.
Первый начальник трассы знаменитый
полярный летчик Илья Мазурук
Место, где советские летчики принимали эстафету по перегонке самолетов от американских коллег, находилось в городе Фэрбанкс. Здесь советскими специалистами производилась приемка самолетов, и далее их перегоняли уже летчики из СССР. Фэрбанкс, находящийся в центре Аляски, был выбран в качестве места передачи самолетов из-за его лучшей защищенности по сравнению с Номом в случае нападения японцев, которые летом 1942 оккупировали часть территории Аляски. 7 октября 1942 года первая партия самолетов вылетела из Фэрбанкса. Это были семь истребителей П-40, лидером группы шел бомбардировщик Б-25 под управлением самого начальника трассы – Мазурука. По разным причинам путь до Красноярска занял 33 дня. В город самолеты прибыли 16 ноября. На Алсибе бомбардировщики и транспортные самолеты перегонялись по одному или группами по два-три самолета, истребители летали группами, которые вели лидеры-бомбардировщики. Из Красноярска бомбардировщики перегонялись на фронт своим ходом, а истребители – в разобранном виде по железной дороге.
10 января 1943 года 1-й перегоночный авиаполк, работавший на участке от Фэрбанкса до Уэлькаля, был переведен в подчинение военной приемке ВВС на Аляске. В июне этого же года было образовано управление воздушной магистрали Москва – Уэлькаль под началом генерал-майора Александра Александровича Авсеевича, также назначенного заместителем начальника Главного управления Гражданского воздушного флота. Мазурук остался командиром дивизии. Красноярская воздушная трасса стала именоваться Воздушная трасса «Красноярск – Уэлькаль». Руководить ею стал генерал-майор Илья Сергеевич Семенов. Соответственно трасса и 1-я перегоночная авиадивизия подчинялись управлению воздушной магистрали Москва – Уэлькаль. 23 августа 1943 года ГВФ из подчинения ВВС был передан в подчинение командующему АДД. 5 июня 1944 года на посту командира дивизии Мазурука сменил полковник А.Г. Мельников, а 1 октября место И.С. Семенова занял Герой Советского Союза генерал-лейтенант М.И. Шевелев.
В июле 1943 года начальником трассы был подписан приказ о формировании управления аэропортами 1-го класса (Киренск, Якутск, Сеймчан, Уэлькаль). По штату им полагались два легковых автомобиля, шесть грузовых, 12 специальных и четыре трактора; личный состав – 100 военнослужащих и 127 вольнонаемных. В августе под управление трассы был передан красноярский аэропорт 1-го класса, до того находившийся в ведении ВВС. В аэропорту располагалась Харьковская военная авиационная школа. В мастерских школы самолеты ремонтировали, перекрашивали, готовили к отправке на фронт. Также самолеты ремонтировали и готовили в мастерских на острове Молокова, на территории судоремонтного завода, на авиаремонтном заводе.
Участники перелета
Осенью 1943 года вступили в строй пять аэродромов: Нижнеилимск, Витим, Теплый Ключ (Хандыга), Омолон (Кегали) и Анадырь. В Киренске, Якутске и Сеймчане взлетные полосы покрыли гудроном, некоторые аэродромы застилали сборными металлическими листами, доставленными из США. В 1944 открыли аэродромы Танюрер и Чаплине на Чукотке, а также Учур и Экимчан – на трассе Якутск-Хабаровск. В том же году улучшилось оснащение трассы радиосредствами: были установлены закупленные в США 25 передатчиков, пять приемных радиоцентров, 11 радиопеленгаторов и две мощные радиостанции в Якутске и Сеймчане. Материальное обеспечение трассы происходило через порты в Магадане, Тикси, Провидения, Амбарчике и Уэлькале, откуда по рекам и дорогам грузы развозились в 25 пунктов приема.
В 1945 году на трассе имелось пять основных маршрутов. Главный – из Красноярска в Уэлькаль; а также: Якутск – Хабаровск, Анадырь – Магадан – Хабаровск, Магадан – Киренск – Красноярск и Якутск – Тикси. Использовалось до тридцати аэродромов.
Летом 1945 года по трассе перегонялись самолеты для Забайкальского, Первого и Второго Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота в обеспечение боевых действий против Японской империи. В августе поставки авиатехники из США по трассе прекратились, и 1-й перегоночный авиаполк перебазировался из Фэрбанкса в Марково. Перегоночная авиадивизия была расформирована в октябре 1945 года.
СПРАВКА
• Общая протяженность трассы от Фэрбанкса до Красноярска составляла 6500 км, из них по территории СССР – 5000 км. С завода в США до фронта в СССР самолету приходилось преодолевать до 14 000 км.
• Согласно отчету дивизии, по трассе Алсиба было доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолетов. Бомбардировщиков: Б-25 – 729 штук, А-20 – 1355. Истребителей: П-40 – 47, П-39 – 2616, П-63 – 2396, П-47 – 3 штуки. Транспортных Си-47 – 707, Си-46 – 1 и 54 учебно-тренировочных Ат-6.
• По трассе Алсиба перемещались дипломаты и военные специалисты. По трассе летали послы СССР в США М.М. Литвинов и А.А. Громыко, американские генералы, а в 1944 году вице-президент США Генри Уоллес.
ПАМЯТЬ
• Мемориал памяти в аэропорту г. Якутска над захоронением экипажа бомбардировщика Б-25, разбившегося в окрестностях города 7 мая 1943 года, с выбитыми на плитах именами 113 погибших на трассе летчиков и мемориальная доска на здании международного сектора аэропорта.
• Экспозиция «Секретная трасса Алсиб» музея лицея № 11, г. Красноярск.
• Мемориальная доска в Красноярске на доме по ул. Вавилова, 35, посвященная Алсибу.
• Памятник на братской могиле 30 летчиков, погибших 17 ноября 1942 года в Красноярске (Троицкое кладбище).
Алсиб («Аляска – Сибирь», «воздушная трасса Красноярск – Уэлькаль», «Красноярская воздушная трасса») – воздушная трасса между Аляской (США) и СССР, построенная и начавшая действовать в 1942 году.
Являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолетов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Американская часть трассы начиналась в городе Грейт-Фолс в штате Монтана, а заканчивалась в Номе на Аляске. В качестве второстепенных задач по трассе выполнялась перевозка грузов, дипломатической почты, дипломатических работников.
ИСТОЧНИК: http://diletant.media/