Столпы эпохи
«Деревянные дома, как люди, –
они рождаются, стареют
и умирают»
Николай Белоногов
Пятый десяток для дома и для человека – почтенный возраст. И те, и другие многое повидали, многое пережили. Есть о чем рассказать слушателю, кому небезынтересна эпоха активной жизни в стране Советов в 70-х годах прошлого столетия.
Одним из таких людей, кто не просто стал свидетелем, но и активным участником созидания мощной экономической основы на территории Мотыгинского района стал Николай Иванович Макарычев.
Выпускник Кемеровского индустриально-педагогического техникума по специальности «Техник-строитель, мастер производственного обучения» в 1969 году был направлен в Мотыгинское строительное управление № 37 треста «Красноярсклесстрой». В целях развития лесной отрасли в нашем районе и было создано Мотыгинское строительное управление № 37 (далее - Мотыгинское СУ-37). Вот что рассказал Н.И. Макарычев:
- К концу 60-х годов у СУ-37 уже снижались объёмы строительства в п. Стрелке, где оно базировалось, а также к завершению шло строительство Кулаковского рейда. В эти годы Кулаковский сплавной рейд, на котором трудилось около 500 рабочих сплава, работал на полную мощность. Последняя бригада плотников, отделочников численностью 20 человек завершали строительство клуба, КБО и жилого фонда. В то время в Ново-Кулаково проживало около трех тысяч человек. Созданные производственные мощности в п. Стрелке, Маклаково (ныне Лесосибирск) по переработке круглого леса нуждались в большом количестве лесопоставок. Страна – Советский Союз - требовала от лесной отрасли готовой пиловочной продукции, столярных изделий, бумаги, живицы.
Задолго до создания и развития лесопромышленного комплекса плановыми органами СССР, учёными, специалистами края были изучены и определены лесосырьевые запасы нижнеангарской сосны. Одной из перспективных сырьевых баз в нашем районе были выделены лесные массивы в направлении будущего п. Орджоникидзе и в сторону речки Каменки.
Параллельно с поставленной правительством задачей об увеличении производственных мощностей уже велось проектирование будущего Орджоникидзевского ЛПХ. Генеральным заказчиком лесозаготовительного предприятия выступало ПО «Красноярсклес-пром». Генеральным подрядчиком строительства Орджоникизевского ЛПХ был определён трест «Красноярсклесстрой». На тот период управляющим треста, был опытный руководитель и грамотный строитель Шерстнёв.
Проектирование леспромхоза было поручено проектному институту Красноярского филиала «Гипролестранс». Главным инженером проекта (ГИПом) был назначен молодой, энергичный проектировщик Геннадий Николаевич Трушин. Роль подрядной организации строительства Орджоникизевского ЛПХ выпала Мотыгинскому СУ-37.
Партийными и советскими органами края и Мотыгинского района было принято решение перебросить трудовые и технические резервы на создание и развитие лесопромышленного комплекса в п. Орджоникидзе. Так как будущий ЛПХ территориально находился в нашем районе, в1968 году Стрелковское СУ-37 из п. Стрелки переводится в п. Мотыгино. В подчинении Мотыгинского СУ-37 по-прежнему остались строительные участки в посёлках Стрелке и Кулаково. В 1970 году меня из Кулаковского строительного участка переводят на новый Орджоникидзевский строительный участок в должности мастера. Начальником строительного участка на тот период был инженер-строитель Анатолий Фёдорович Кравченко.
В этом же 1970 году по согласованию районных партийных, советских органов, трестом «Красноярсклесстрой» начальником Мотыгинского СУ-37 назначается Михаил Константинович Бутарцев.
В то время на берегу Ангары по одну сторону р. Ослянки была деревня Потоскуй, а по другую сторону речки с единственным объектом культурного наследия – домик Серго Орджоникидзе. Стройка Орджоникидзевского ЛПХ во всех плановых структурах значилась как «сверхлимитная» и включала получение новых дополнительных производственных мощностей в объёме 350 тысяч кубометров древесины в год. ЦК КПСС и правительство четко обозначили задачу: построить предприятие с полной социальной сферой, современной производственной базой, передовой технологией на лесозаготовках, перевозках и разделке древесины. Таким образом, за статус «сверхлимитной» стройки приходилось отчитываться по полной программе. Связь «с цент-ром» о результатах строительства передавали по системе «точка-тире» азбукой Морзе. Завоз строительных материалов, оборудования, продуктов питания осуществлялся только по воде, в сжатые сроки. Специализированных причалов для разгрузки ещё не было. На доставку грузов большегрузными речными баржами отводилось очень короткое время - только конец мая и июнь (по большой воде). Именно в эти сроки старались доставлять оборудование, необходимое для монтажа будущих полуавтоматических линий ПЛХ-3, а затем и автоматических линии ЛО-15С по разделке древесины. Возможные штрафы за простой барж на разгрузке вынуждали строителей разгружать за борт крупные металлические конструкции, арматуру, ж/бетонные блоки, кирпич и то, чему влага не могла причинить вреда. Затем освободившуюся от груза и поднявшуюся на воде баржу подтаскивали ближе к берегу, а затем на «простом горбу» рабочие, зачастую и ИТР продолжали разгрузку по сходням: цемент, мука, продукты питания. А крупногабаритные грузы увозились, с так называемого причала после того, как вода шла на убыль. Автомобильный завоз грузов практически не осуществлялся. Дорога на «большую землю» использовалась только зимой и проходила через деревню Усово. Но всегда действовало авиасообщение.
Параллельно со строительством промышленных объектов (гараж на 20 КРАЗов, РММ, материально-технический склад, пожарное депо на четыре автомашины), объектов коммунальной сферы (водозаборные сооружения с тремя скважинами, котельная на шесть котлов, баня на 15 шаек, тепловые сети), строились объекты социальной сферы: школа на 320 учащихся, детский комплекс на 75 мест, больница на 15 коек, клуб на 200 мест, магазины, столовая, пекарня, дизельная электростанция в кирпичном исполнении, поселковые дороги. В1974 году была в ведена в эксплуатацию взлётно-посадочная полоса и здание аэропорта.
Первой была начата и построена ул. Ленинградская, и к 1975 году практически была создана вся социальная инфраструктура, полный комплекс промышленных и производственных объектов первой очереди Орджоникидзевского ЛПХ.
В течение пяти напряженных лет и последующие годы на стройке работали три основных плотницких бригады под руководством бригадиров П.В. Давыдова, Л.И. Бабушкина, В.С. Чумакова. На отделочных работах трудились две бригады штукатуров-маляров В.В. Курочкиной и И.А. Ясюкевича.
Женские бригады принимали самое активное участие в социалистическом соревновании. А их руководители, обладая активной жизненной позицией, всегда избирались народными депутатами поселкового и районного Советов.
В передовиках производства значились плотники Г.Е. Пронуза, В.Т. Колесников, Е.А. Лукин, Н.А. Проханов, Г.И. Ташкин, штукатуры-маляры Н. Колесникова, Л. Карпова, Т. Семёнова, М. Еркович, Е. Невоструева.
Всего в начале 70-х годов число строителей в Орджоникидзе составляло около 400 человек. Кроме задач по строительству промышленных объектов, объектов социальной инфраструктуры и жилья, Мотыгинское СУ-37 занималось строительством мостов и дорог, ведущих до лесосек. Эти задачи решались силами шести бульдозеров, более десятка автосамосвалов, двух экскаваторов, двух грейдеров, трёх тяжелых катков, находившихся в парке строительной подрядной организации. Для отсыпки дорожной одежды использовали скальные породы из разведанных карьеров или «попутных карьеров», найденных дорожниками в процессе производства дорожных работ. Разработка карьеров осуществлялась по буровзрывным методикам. Крупный скальник после взрывов использовали для забутовки мостовых ряжей и других каменных работ. Буровзрывные работы осуществляли специализированные бригады взрывников.
Лучшими механизаторами на строительстве лесовозных дорог считались бульдозеристы В. Дроздов, П. Кикин. Больше всех рейсов на отсыпке дорожной одежды делали В. Захаров, В. Вишняков. Среди экскаваторщиков лучшими были М. Безруких, А. Шестепёров.
Лучшие бригады плотников и лучшие отделочницы направлялись в командировку в Шушенский район, где велось строительство мемориального Ленинского комплекса.
На зарплату не роптали. Инженерно-технические работники получали от 120 до 140 брежневских рублей в месяц. Плотники – около 200, а машинисты тяжелой техники - до 500 рублей. Но различие в оплате не были предметом ссор и споров в большом коллективе.
Младший состав ИТР (мастера) практически был стабильный. Это были молодые, энергичные мастера производства Н.Н. Петров, Н.В. Русаков, В.В. Виноградов, Н.И. Макарычев. Прорабом на участке был Г.И. Разнобарский, мастером дорожного строительства являлся В.М. Виноградов. Что касалось начальника участка, то здесь была почти ежегодная «ротация». Исключением был Федор Фёдорович Ребров. Инженер-строитель с большим опытом строительства многоэтажных зданий и сооружений. Удивительный художник, настоящий наставник и организатор производства.
А руководил всей этой большой стройкой М.В. Бутарцев. Бывший фронтовик, разведчик, орденоносец обладал большой силой духа и волей, - качествами, которые были необходимы для управления большим коллективом.