Ангара - путь на восток
Ангара. Какую роль сыграла она в открытии и освоении восточных земель страны? Какие землепроходцы по ней прошли «встречь солнцу», как тогда говорили? И кто был первым?
Документально известно, что первый острог в низовьях Ангары был построен в 1628 году тобольским казаком Петром Бекетовым – это наше село Рыбное, 390-летие которого мы будем отмечать в этом году. Но первые попытки проникнуть по Ангаре в «страну братов» - современную Бурятию были предприняты из Енисейска (основан в 1618 году, в этом году – 400 лет) в 1623 году. Сначала казаки проследили 500 км течения реки и объясачили население долины. В следующем году сын боярский Андрей Дубенский (в 1628 основал Красноярск) и атаман Василий Тюменец во главе отряда поднялись по Ангаре почти на 1000 км до Шаманского порога. Их успех летом 1626 года повторил казачий атаман Максим Перфильев. Он не только собрал ясак с местных жителей, но и «проведал» о богатствах Бурятии. Летом 1629 года пятидесятник Василий Черменинов с отрядом в 20 человек объясачил бурят, живших в долине реки Чуна, одной из составляющих Тасеевой.
Путешествие по Ангаре было связано с большим риском. В одной из русских «Космографий» 17 века в статье, описывающей Сибирь, сказано: «ходят же российские люди сибирской земли во Ангаре… с великим трудом и большею нуждою в малых судах на великие и высокие камени… Мнозы же на тех порогах убиваются и до смерти». Да и аборигены оказывали сопротивление объясачиванию. Н.Г. Спафарий (о нем ниже) писал: «… речка Погромная. А против той речки насередь реки Тунгуски (Ангары) остров великой Погромный же. А называют остров Погромным для того, что на том острове громили тунгусов». И дальше о Рыбном: «… стоить на горе каменной, а тот камень словет Кровавой для того, что прежде сего бывала драка у тунгусов с русскими людьми».
Если среднее течение Енисея в начале 17 века стали осваивать тобольские казаки, выйдя в район современного Енисейска через Иртыш, Обь, Кеть и Маковский волок (сухопутный переход между реками), то нижнее течение реки обживали поморы. Они сначала основали на реке Таз (приток Оби) Мангазею в 1601 году, затем, в 1607, выйдя к Енисею – Новую Мангазею (Туруханск), в том же году Инбацкое (Верхнеимбацкое), а на следующий год Бахту.
В 1619 году в документах был упомянут мангазейский промышленник Пянда, стремившийся открыть новые места. Был он из «гулящих», то есть вольных, не «служивых» людей. По одним данным он прибыл со стороны Енисейска, по другим – из Архангельских краев, так как там есть речка Пянда. Поскольку он не был «служивым» человеком, то и не оставил после себя никаких отчетов, сведений о нем очень мало.
Даже не известно, Пянда – это фамилия или кличка, и звали его то ли Демид, то ли Пантелей. Собрав ватагу таких же, как и он, «гулящих» людей в 40 человек, пошел на лодках с ними «на промыслы», то есть скупку пушнины вверх по Нижней Тунгуске в 1620 году. С зимовками, через волок он перешел на реку Лену, затем поднялся по ней до тех пор, куда еще можно было дойти на легких судах. Там отряд прошел прямо через степи, населенные скотоводами – братами (бурятами) до Ангары, название которой с бурятского переводится как «пасть зверя», вероятно, из-за ее порожистости. Скорее всего это было около устья Уды. Построив новые легкие суда, они поплыли вниз по реке, проходя опасные пороги. В нижнем течении Ангары (там ее называли Верхней Тунгуской) Пянда начал встречать ясачные зимовья. Закончил он свой поход в Енисейске в конце 1623 года.
За 3,5 года Пянда прошел новыми речными путями около 8 тысяч километров, он был первым русским, проследившим течение Ангары почти на 1400 км и доказавшим, что она и Верх-няя Тунгуска – одна и та же река. (Длина реки по энциклопедическому словарю 1779 км).
Землепроходцы, шедшие путем Пянды позднее, не находили могил погибших или умерших вследствие болезней членов его отряда, из чего был сделан вывод, что, несмотря на опасности, путешествие прошло благополучно.
Численность отряда даже возросла – к Енисейску подошли уже с бабами из местного населения. А поскольку жениться на некрещеных по законам того времени было нельзя, царю была выписана челобитная: «А без женишек, государь, нам быть никак не мочно». Через год пришел из Москвы ответ: «…чтоб крещеных девок и жен из местного населения Сибири выдавать замуж за служивых людей, за кого пригоже». Разрешение было получено, и женщин начали обращать в православную веру, выдавать замуж.
Пянда первым указал русским удобный путь от верхней Лены к Ангаре, и этим путем – в обратном направлении вышел в 1628 году от Енисея по Ангаре на верхнюю Лену землепроходец Василий Бугор. Этим же путем в 1630 году на Лену прошел Петр Бекетов, где в 1632 году поставил Якутский острог. В 1638 году из Енисейска в Якутск проследовал знаменитый землепроходец, впоследствии открывший первым пролив между Азией и Северной Америкой Семен Дежнев.
В 40-х годах 17 века из Енисейска вверх по Ангаре на Байкал «для прииску серебра» и «для прииску и приводу новых землиц» проходили атаман Василий Колесников и сын боярский Иван Похабов, где близ устья Иркута в 1652 году он построил ясачное зимовье, а затем, в 1661 году, построил острог – будущий город Иркутск.
Так что к 50-м годам путь по Ангаре на Байкал русскими был освоен и был даже составлен «чертеж Байкалу и в Байкал падучим рекам и землицам».
В 1653 году, когда началась реформа русской церкви, проводимая патриархом Никоном и приведшая к ее расколу, в Сибирь, сначала в Тобольск, а затем в Даурию, был сослан вместе с семьей один из идеологов и вождей движения старообрядчества протопоп Аввакум. В сопровождении казаков он проследовал в ссылку по Ангаре. В своем знаменитом литературном произведении «Житие» о наших берегах он написал: «Горы высокия, дебри непроходимыя, утес каменной, яко стена стоит, и поглядеть заломя голову!».
В 1675 году царем Алексеем Михайловичем (отцом Петра I) был направлен в Китай послом Николай Гаврилович Спафарий. Посол вел подробный путевой дневник. В Восточной Сибири его путь пролегал по Ангаре и Байкалу и дальше к китайской границе в Пекин. Следуя Ангарой в сопровождении 150 казаков по территории нынешнего Мотыгинского района от Стрелки до устья Каменки, он упоминает о двенадцати деревнях. О реке Тасеевой пишет: «А на той реке Тасееве берут слюду. Да с правая стороны впала в реку Тасей река Усолка. И в том месте соль варят».
Проведя переговоры в Китае, Спафарий вернулся тем же путем в Москву. Путешествие его длилось три года. Для царя он выкупил у китайского богдыхана (императора) огромный кристалл темной-красной шпинели – большую ценность по тем временам. Эта шпинель, прошедшая всю империю с востока на запад, в том числе и мимо наших берегов, встала во главе наряда большой Императорской короны. Хранится корона в Алмазном фонде, ее можно увидеть по интернету.
Посол практически завез из Китая чай в нашу страну. Об этом напитке он пишет: «… дает доброе благоухание, и когда к нему привыкнешь, то гораздо укусно».
Торговля с Китаем, которая проходила по Ангаре, стала заметным фактором развития Енисейска. Дальше товары шли через волок на Обь, Иртыш в Тобольск. Енисейские купцы везли в Китай орех, рыбу, пушнину. Обратно – шелк, чай. Летом 1713 года водным путем по Ангаре проследовало первое китайское посольство в Европу.
По Указу Петра I в 1725 году в Енисейск прибыл знаменитый мореплаватель, капитан-командор Витус Беринг, по Ангаре он поднялся до устья Илима, на следующий год прошел на Лену до Якутска, реками и сухопутным путем до Охотска.
Таких известных и знаменитых первопроходцев видели наши берега в период изучения и освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока, формирования границ нашей страны.
Во второй половине 18 века, с обустройством на юге Сибирского тракта через Красноярск на восток, падает значение Ангары как звена торгово-транспортного пути. Опасность ангарского водного пути, изобилующего порогами и мелями, препятствовала не только торговле, но и почтовым, и административным связям.
В восточной части Нижнего Приангарья (Кежма, Богучаны) в большей части развивалось земледелие, шла меновая торговля с тунгусами. В западной части (Мотыгино) в 30-40-е годы 19 века начинается золотая лихорадка, повысившаяся вновь значимость Нижнего Приангарья.
Сплавное судоходство на Ангаре, возникшее еще в 17 веке, сохранилось до 1900 года. В период наибольшего развития золотопромышленности в середине 19 века часть хлеба и других товаров для снабжения приисков доставлялась из восточной части приангарья (Богучаны, Кежма) и даже из Иркутской губернии по Ангаре. Объем их доходил до 150 тысяч пудов (около 2,5 тысячи тонн). Сплавляли товары в «паузках» - деревянных барках длиной 23-25 метров и грузоподъемностью 5,5-6 тысяч пудов (примерно 90-95 тонн). Обслуживала такое судно команда из 10-12 человек с парой тяжелых весел. Такие суда часто бились на порогах. Для перевозки более мелких партий товаров использовались так называемые лодки-илимки грузоподъемностью 300-400 пудов (5,0-6,5 тонн).
К 80-м годам 19 века относятся попытки организации пароходного сообщения по Ангаре. В 1882 году из Иркутска до устья Ангары прошел небольшой паровой катер, принадлежавший А.М. Сибирякову. Александр Михайлович Сибиряков – русский золотопромышленник, меценат, исследователь Сибири, организатор полярных экспедиций - родился в 1849 году в Иркутске. Его именем названы остров в Карском море, два ледокола и гидрографическое судно. Умер в 1933 году.
В 1885 году А.М. Сибиряков получил Привилегию на организацию Ангарского пароходства. Для осуществления этой цели он заказал и построил суда «Св. Николай», «Св. Иннокентий» и «Илим».
В связи с тем, что на некоторых Ангарских порогах скорость течения доходила до 30 км/час, движение во многих местах осуществлялось с помощью туерных цепей, проложенных по дну реки. Пароходы с помощью установленных у них на носу туерных лебедок подтягивались и таким образом проходили с баржами через пороги и быстрины. Для углубления фарватера велись и взрывные работы.
В 1888 году пароходы с грузом для Ленских золотых приисков смогли подняться до Мурского порога, на следующий год до Илима.
Таким образом, А.М. Сибиряков организовал движение судов по Ангаре от Стрелки до речки Илим на расстояние 877 км. Подъем судов и барж длился 60 дней.
В конце 19 века Сибирский тракт уже мог удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения Транссибирской железнодорожной магистрали до Иркутска. Ангара в очередной раз существенно потеряла свое транспортное значение. В 1898-1900 годах Ангарское пароходство А.М. Сибирякова прекратило свою работу. Суда были распроданы. Интересна их судьба. Пароход «Св. Николай» был продан «Енисейской компании пароходства и торговли». Он осуществлял перевозки грузов и пассажиров по Енисею. Сейчас это известный пароход-музей в Красноярске. Пароход «Св. Иннокентий» - 1903 году был как туер поставлен для подъема судов в Казачинском пороге, в последствии переименован в «Ангару». В этом качестве он проработал до 1964 года. Его заменил новый туер – «Енисей» мощностью 2000 л. с. (против 240 л. с. на «Ангаре»). Сегодня туер «Енисей» остается единственным в мире туером.
Пароходы по Ангаре после ледохода (по большой воде) еще приходили в Мотыгино в 1950-1960 годы. Издалека было слышно их пыхтение и шлепанье плиц гребных колес по воде, затем раздавался такой мощный бас пароходного гудка, что, казалось, сотрясалось все вокруг. Нас, мальчишек, сдувало как воробьев с забора, и мы наперегонки мчались встречать первый пароход, выходили на берег и взрослые. Это ежегодное событие никого не оставляло равнодушным.
В советские времена грузы Ангарой завозились большими партиями. На баржах везли бытовые товары, муку, продовольствие на рабочее снабжение. Тысячами тонн завозились комбикорма для нужд сельскохозяйственных предприятий. Часто на рейде в Мотыгино скапливалось по нескольку барж: не хватало причалов для разгрузки. Шкиперы ругались из-за простоя. Назад везли сурьму, периклаз, лес. Приходили за железной рудой Усовского месторождения огромные баржи – рудовозы. Но возить необогащенную руду оказалось нерентабельно, и остатками уже добытой руды в Мотыгино отсыпали улицы. В некоторых местах ее можно видеть и сейчас. Ангара работала.
В то время на реке было развернуто и пассажирское пароходство. В 60-е годы от Стрелки до Богучан навстречу друг другу ходили два теплохода «Водный транспорт». Из Богучан в Мотыгино теплоход приходил в 23 часа, а из Стрелки в 2 часа ночи. Мы, молодежь, договаривались, до какого «ВТ» будем гулять – до первого или до второго. Очень красиво было наблюдать с Красной горки, как в ночи весь в огнях шел по Ангаре белый теплоход. Играла музыка, работал буфет. «ВТ» потом сменили скоростные теплоходы «Заря».
Времена меняются. Сейчас мы только видим, как по реке вниз везут уголь, сплавляют лес в плотах, вверх тянут баржи с горючим, оснастку для тех же плотов. Причалы все лето пусты.
Как мы знаем, это было не единожды в истории Ангары.
Виктор АНОНЕН
Литература:
1. И.П. Магидович, В.И. Магидович.
Очерки по истории географических открытий. 1983 г.
2. Енисейский север: история и современность. Сборник научных статей. 2011 г.
3. Енисей. Живая история. Сборник. 2007 г.
4. Путевой дневник Н.Г. Сапфария.
5. «Житие» протопопа Аввакума.
6. Энциклопедический словарь.
7. Интернет.