Этапы большого пути
Навстречу юбилею: Горевскому ГОКу - 50 лет
Продолжение. Начало в № 23
В Горевку в 1968 году из Юлинского рудоуправления перебазировался коллектив в 200 человек со своими кадрами рабочих, ИТР, служащих, врачей, учителей, торговых работников. Как вспоминает Анатолий Романович Иванов, организация переезда была отличной. С собой можно было забрать все, вплоть до кроватей. Переезжающих на автобусах доставили до железнодорожной станции Сон. Оттуда в специальных вагонах до Маклаково. В Новоангарск прибыли по Ангаре. До начала зимы 1968-69 гг. из Юлии в Новоангарск было перебазировано технологическое оборудование, машины и механизмы.
Первое, с чем столкнулись новоселы, - это полнейшее бездорожье. Даже в поселке мощные КРАЗы и МАЗы не в состоянии были двигаться без сопровождения трактора. Единственная тракторная дорога связывала Новоангарск с Кулаково. Надежда была только на утренние заморозки. И чтобы эти заморозки использовать максимально, шоферы начинали свой рабочий день затемно.
Старое помещение гаража еще не было отремонтировано, и весь транспорт ночевал под открытым небом. Ремонт машин тоже производился на улице, даже без самых элементарных удобств и приспособлений. Тем не менее, коллектив транспортников во главе с начальником АТЦ В.С. Антоновым, несмотря на все трудности, выполнял производственные задания по перевозке грузов. Одновременно транспортники занимались ремонтом гаража, котельной и других производственных помещений. (АР №128/3758, 22 октября 1968).
«Среди приехавших в Новоангарск водителей в подавляющем большинстве были опытные производственники и классные водители. Один из них - шофер первого класса Василий Никифорович Паршонок, который за 17 лет работы водителем исколесил не одну тысячу километров дорог, перевез тысячи тонн различных грузов. Сейчас он водит мощный самосвал МАЗ-503 и, несмотря на полное бездорожье, регулярно перевыполняет производственные задания, содержит автомашину в хорошем техническом состоянии». (АР № 129/3759, 24 октября 1968).
Для связи с Мотыгино, Лесосибирском и Красноярском не было даже зимников. Надо было организовать работу малой авиации. Первые взлетно-посадочные полосы для приема легких самолетов устраивали на льду Ангары недалеко от берега. А пока на месте будущего аэропорта была непроходимая тайга и бригада лесорубов подготовила вертолетную площадку.
Все заботы по организации снабжения нового производства легли на плечи А.Н. Ерхова. Пришлось ему объездить весь Советский Союз от Мурманска до Владивостока в поисках поставщиков. Как-то подсчитали, что в командировках он был 251 день в году. Были случаи, когда добирались по сплошному гололеду на бортовой машине, а за одну ночь надо было обернуться от Красноярска до Горевки и обратно, чтобы утром получить бульдозеры по чековой книжке. Тысячи тонн оборудования и материалов везли баржами.
Клад Нижнего Приангарья
Василий Николаевич Земцов, директор Горевского горно-обогатительного комбината, сразу по приезду дал оценку проведенной работе и сформулировал основные перспективные направления и задачи предстоящих работ по освоению Горевского месторождения (В. Земцов. «Клад Нижнего Приангарья». АР, № 128/3758, 22 октября 1968).
«Горевское свинцово-цинковое месторождение открыто в 1956 году. Чтобы дать оценку его запасам, понадобилось семь лет. За это время разведчики недр проделали громадную работу. Ими пробурены десятки тысяч метров скважин, пройдены сотни метров горных выработок, шахта, проведены геофизические исследования. В результате этого титанического труда народное хозяйство страны получило месторождение, которое не имеет себе равных в Союзе и стоит в одном ряду с самыми крупными месторождениями мира.
В 1961 году проектные институты страны начали готовить технико-экономическое обоснование промышленного освоения клада на Ангаре. Снова проходит семь лет. И вот принято постановление о начале строительства комбината.
…Но не надо забывать, что месторождение поражает специалистов не только своими запасами, но и коварством природы, которая постаралась большую его часть упрятать под воды Ангары. Сроки разведки удлинились еще и потому, что бурение приходилось производить в основном в зимний период со льда, а при проектировании освоения месторождения все вопросы увязывать с общим комплексом развития Нижнего Приангарья. Достаточно привести такой пример. В свое время после долгих поисков был выбран створ для строительства гидростанции в районе Абалаково, которая должна была стать самой грандиозной среди подобных сооружений. С открытием Горевского месторождения всю эту работу пришлось переделывать, искать новый створ для плотины, так как богатейшая кладовая попадала в зону затопления. Пришлось пересмотреть также схемы строительства железной дороги и энергоснабжения всего Нижнего Приангарья, заново решать ряд других не менее трудных вопросов.
Учитывая сложность освоения месторождения, которая связана с оттеснением вод Ангары к правому берегу с помощью дамбы, принято решение вести строительство гиганта в несколько этапов.
Первый этап - это первоочередные подготовительные работы по изучению гидрогеологических и горнотехнических условий эксплуатации месторождения и создание нормальных культурно-бытовых условий для строителей комбината. В перечень этих работ входят такие крупные объекты, как строительство поселка на 10 тысяч жителей (жилые дома в основном будут строиться пятиэтажные со всеми коммунальными удобствами) и комплекса соцкультбыта, дизельной электростанции на 5 тысяч киловатт, причалов стоимостью в несколько миллионов рублей, механических мастерских, гаражей, стволов дренажной шахты и других объектов.
Второй этап строительства начнется после 1970 года, когда будут готовы «тылы». Он предусматривает сооружение водозащитной дамбы, обогатительной фабрики и карьера. В итоге к концу следующей пятилетки, то есть в 1975 году, страна должна получить первый ангарский свинец.
Горевский комбинат явится пионером в освоении несметных богатств Нижнего Приангарья. Основная задача сейчас заключается в том, чтобы подготовить фронт работы на 1969 год, то есть создать нормальные бытовые условия для первых строителей. Для этого к 1 декабря открыть больницу на 25 коек».
В числе первоочередных объектов было шахтопроходческое управление (ШПУ). Во главе его поставили Владимира Трофимовича Полосухина. Главным прорабом назначили
И.М. Ведерникова.
В. Полосухин, начальник шахтоуправления 24 октября 1968 года писал:
«5 сентября текущего года начались первые горные работы в Горевском горно-обогатительном комбинате. Первую лопату грунта из шахты 1-бис по поручению коллектива горняков взял горняк с 24-летним стажем Иосиф Михайлович Ведерников.
На проходке оголовка ствола шахты работает бригада проходчиков, которую возглавляет Юрий Константинов. В бригаде работают такие опытные горняки, как Анатолий Первов, Александр Колосов и другие. Хорошо показали себя в работе начинающие проходчики Л.Н. Надденный, А.И. Дурпайкин, В.И. Нестеров.
Первоочередные работы выполнены за 10 дней с выполнением норм выработки бригадой в среднем на 120 процентов.
Сейчас перед нашим небольшим коллективом стоит важная задача - подготовиться к зиме. Для этого начато строительство временной бытовки, ведутся подготовительные работы по бетонированию оголовка ствола шахты.
В начале горных работ пришлось встретиться со многими трудностями. В частности, не хватает материалов, транспорта, оборудования. То, что на налаженном производстве не вызывает особых затруднений, у нас становится трудно преодолеваемой проблемой. Поэтому требуется особая предусмотрительность и продуманность в организации и ведении горнопроходческих работ в наших условиях».
Когда юлинцы начали обживать новое место, они столкнулись с трудностями, о которых в своем Цветногорске и не представляли. Промплощадка и жилой поселок располагались на низкой надпойменной террасе Ангары, изобилующей болотами и мочажинами. По поселку можно было проехать на тракторе или на танкетке -
грязь непролазная. И море мошки и комаров! Старожилы вспоминают, что, бывало, вдохнешь всей грудью с устатку, а в горло вместе с воздухом с десяток мошек залетело.
Центральной фигурой в горных делах, по воспоминаниям Владимира Земцова, первые десять лет был Людберг Александрович Петриченко. Исключительно грамотный специалист в горном деле. Он руководил как горными работами при проходке водоотливных стволов, так и буровзрывными работами в карьере. Конечно, потом появились достойные горные инженеры вроде Семена Михайловича Павлуцкого.
Старожилы помнят случай, когда при проходке шахтного ствола возникла очень опасная ситуация. Условия проходки были сложными: очень большой приток воды в шахту. Шахтоосушение еще не успело создать депрессионную воронку. Взрывание вели электродетонаторами. При соединении цепи насос отключали, чтобы избежать случайного замыкания цепи. Вода прибывала очень быстро, вероятно, где-то произошел разрыв цепи. В этот раз было 17 отказов, то есть 17 шпуров-скважин не взорвались. Ликвидация отказов и в горизонтальной выработке дело не простое, а тут вертикальная, и очень обводненная. Петриченко мог и не участвовать в ликвидации отказов. Взрывники должны были проводить эту работу, но, однако Лютберг Александрович пока ликвидировали отказы, все три смены - 18 часов пробыл вместе со всеми под землей.
Только факты
- «По разведанным запасам свинца Россия занимает третье место в мире (после Австралии и Казахстана), по запасам цинка – первое. Доля России в балансовых запасах стран СНГ составляет: свинца – 34,8%, цинка – 48,1%. Ведущее место по запасам свинца и цинка занимает Восточная Сибирь и крупнейшее месторождение здесь – Горевское, т.к. на берегу Ангары залегает более 40% всей российской свинцовосодержащей руды. Балансовые запасы утверждены ГКЗ СССР и составляют 129 млн. т руды, богатой свинцом и цинком (Протокол № 4259 от 10 февраля 1964 г.)».
- В 1958-1963 гг., по результатам геологоразведочных работ, проведенных Красноярским геологическим управлением, запасы Горевского месторождения были утверждены в ГКЗ СССР.
- Институт «Сибцветметниипроект» в 1963 г. выдал «Технико-экономическое обоснование целесообразности промышленного освоения Горевского месторождения».
- На основании решения Совмина СССР от 18.10.1976 г. № ПП-1788 и письма Госплана СССР от 10.09.1976 г. № 1395-II, институт «Сибцветметниипроект» в 1977 г. выполнил технический рабочий проект опытно-промышленного предприятия на базе Горевского месторождения. Мощность предприятия по добыче и переработке определилась в объёме 200 тыс. тонн руды в год.
(Продолжение следует)