Этапы большого пути
Продолжение. Начало в №23.
Более 40 лет рядом с Людбертом Александровичем Петриченко работал Анатолий Романович Иванов. Они очень органично дополняли друг друга.
Понижением уровня подземных вод и осушением территории проектного карьера занимался Горевский участок треста «Союзшахтоосушение» Министерства цветной металлургии СССР (начальник Владимир Н. Земцов). В работе постоянно находилось около десятка буровых агрегатов, осуществлявших круглосуточное бурение, опытные (проходившие испытания – ред.) и стационарные откачки.
Владимир Земцов вспоминает, что главным специалистом в бурении и оборудовании скважин большого диаметра был Валентин Васильевич Фатеев. Он пробурил тысячи метров скважин и был фактическим руководителем буровых работ. История сохранила случай, характеризующий этого специалиста. При спуске в скважину фильтровальной колонны диаметром 325 мм металлический вал диаметром 40 мм, на котором висела колонна, не выдержал, и колонна обрушилась в скважину. Нужно было её извлекать и монтировать вновь. Глубина скважины 150 метров, диаметр обсадной трубы - 520 мм. Но металлический вал оставался по центру трубы и расклинил стенки скважины, не позволял поднять колонну. Выход был один: разрезать этот вал электросваркой. Фатеев не стал рисковать людьми. Он настоял, чтобы его опустили на тросе в специально изготовленной корзине на глубину 30 метров. Когда он начал работу, из скважины повалил дым, был слышен треск разрезаемого металла и обрывки отборных русских слов. И всем было ясно, как было непросто ему там, на глубине. Все это длилось минут 15. Для стоящих на поверхности эти 15 минут показались вечностью.
Наконец, у Ангары была отвоевана часть русла в контуре карьера путем отсыпки первой дамбы («дамбочка», как ласково называют ее ветераны). Анатолий Романович Иванов вспоминает, что опытно-промышленный карьер был небольшой. Когда начали откачивать из него воду, в ней оказалось много рыбы.
В декабре 1975 года рабочая комиссия под председательством главного инженера Горевского ГОКа В.Т. Полосухина, а затем и Государственная комиссия приняли пусковой комплекс Опытно-промышленного участка (ОПУ) по добыче 50000 тонн руды в год. Все это произошло благодаря слаженной работе буровой бригады Ю.И. Нестерова; мастеров-взрывников В.А. Бородина и М.Я. Копорушкина; бригаде экскаваторщиков И.П. Яковлева; бригаде бульдозеристов Н.С. Машукова; бригаде водителей автосамосвалов КрАЗ-2566 под руководством В.Н. Парашонка и
Л.Ф. Леонтьева; группе наладчиков оборудования и систем связи Н.И. Шмендюка; бригаде электрогазосварщиков С.П. Садковского; бригаде автокрановщиков А.С. Иванова; бригаде строителей Н.И. Обеднина и электрослесарей Н.Т. Буйницкого под руководством прорабов В. И. Каштанова и Ю.И. Сиднева.
Большой вклад в это знаменательное событие того времени внесли высококвалифицированные специалисты: главный маркшейдер
А.Р. Иванов, главный геолог Н.В. Снитко, главный механик А.Н. Ерхов, начальник ПТО Л.А. Петриченко, главный бухгалтер П.Т. Дудко, начальник отдела труда и зарплаты З.Н. Хасьянов, начальник автотранспортного цеха В.С. Антонов, начальник энергетического цеха В.М. Демидов, начальник мехмастерской Н.И. Воропаев.
После приемки пускового комплекса ОПУ в эксплуатацию в начале 1976 года в составе основной деятельности Горевского ГОКа был организован Участок открытых горных работ (карьер) на правах цеха. В задачу участка входило: добыча руды, вскрышные работы, строительство земляных сооружений (автодороги, водозащитные дамбы, отправка руды потребителю). Начальником участка назначили В.Г. Козлова.
И вот, наконец, первая тысяча тонн руды была отправлена на промышленную и технологическую пробу на Садонский комбинат (Северный Кавказ). «Этой первой руды из карьера ждали пять лет!»,- радостно сообщал тогда Василий Николаевич. Опытно-промышленный карьер выполнил свои основные задачи. Во-первых, была доказана возможность отработки месторождения под защитной дамбой ниже уреза Ангары. И, во-вторых, были отработаны параметры технологии добычи руды в сложных гидрогеологических условиях.
Коллектив карьера полностью обеспечивал выполнение плана ОПУ: добычи руды, буровых, дробильных, взрывных и погрузочных работ. Сменная норма выработки у буровиков Ю.И. Нестерова, В.Н. Черезова, Б.Г. Фомина, Н.Ф. Пономарева достигала 107-108 процентов. Блестяще делал свое дело взрывник Владимир Антонович Бородин. На вывозке руды работали все те же водители из бригады В.Н. Паршонка. Умение работать они показали еще на строительстве дамбы. Бригаду экскаваторщиков возглавлял Николай Петрович Яковлев. У буровиков Ю.И. Нестерова работали машинисты буровых установок Ф.И. Телешевский, Б.Т. Фомин, Г.А. Лукин. У дробильщиц главной была Г.С. Воропаева.
Новоангарские специалисты ездили на Садонский комбинат для контрольных сверок. В то время там начальником рудника работал Тамерлан Петрович Дзгоев. Месторождение называлось Верхний Згид. Рудник находился так высоко, что когда поднимаешься на гору, облака оказывались под ногами.
Энергоснабжение рабочих площадок и поселка стояло на приоритетном направлении. Правда, в первую суровую зиму 1968 года пришлось испытать трудности. Заканчивалось дизельное топливо. Приходилось в 50-градусные морозы ежедневно гонять единственный бензовоз ЗИЛ-157 по зимнику через «Тещин язык» в Маклаково. И дизельная станция работала бесперебойно. Но уже в 1975 году директор ГОКа назвал дизельную станцию гордостью комбината.
В репортаже Г. Азанова (АР № 105/4827, 2 сентября 1975) сообщалось, что «…Новую ДЭС начали строить в августе 1973 года, а в апреле 1974-го запустили первую очередь. Четыре работающих дизеля мощностью каждого 600 киловатт. Лидия Василенко, дежурная (одна из лучших), работала в старой дизельной с начала строительства ГОКа. Старшим машинистом работал Борис Кирилюк. Выйдя из действующей очереди ДЭС, направились к другой половине здания, где ведется строительство второй очереди.
Алексей Николаевич Ерхов рассказывает, что вторую очередь строить начали летом прошлого года. Строительные работы уже заканчиваются. Ведутся монтажные. Монтажников пятеро и руководит ими Василий Михайлович Демидов. Строительство ведут две бригады. Первая комплексная, которой руководит Николай Иванович Обеднин. В ней сгруппированы слесари-монтажники (Анатолий Павлович Непомнящих, Степан Петрович Сидковский, Леонид Петрович Коконов, Николай Иванович Антанец) и строители - 20 человек.
В 1974 году была создана бригада монтажников специально для строительства и ремонта теплотрасс и котельных. Бригадир - Виктор Егоров, слесарь-котельщик Иван Олейников, слесарь-сантехник Виктор Васютин, слесарь-монтажник Виктор Козлов. Идет прокладка теплотрасс, ремонт и монтаж котлов» (АР № 101/4824, 28 августа 1975).
Почти каждый из строителей может работать и каменщиком, и плотником, и бетонщиком, и штукатуром. Состав в основном постоянный. Работают в бригаде с начала закладки первой очереди. Но есть и молодые строители. Один из них, Валерий Распономарев, молодой парень, а мастер на все руки. Бригаду отделочников (Любовь Китаева, Валентина Мальцева и другие) возглавляет Домна Яковлевна Вершинина. Принятое обязательство: сдать ДЭС к 7 ноября, вместо 1 января 1976-го».
Василий Николаевич Земцов вспоминает (АР № 79/5113, 2 июля 1977), что, пожалуй, самым трудным оказалось освоение площадки под новый поселок и объекты подсобного хозяйства, которые расположены в семи километрах от существующего поселка, в березняке на открытом высоком месте. Прежде всего предстояло построить к этому месту дорогу. В августе 1975 года дорога подошла к речке Картице, а за ней до площадки под новый поселок оставалось еще два километра. Дорогу строили добротную десятиметровой ширины все те же водители из бригады В.Н. Паршонка. В планах было до конца 1975 года достроить дорогу, проложить линию электропередач до места строительства и подготовить площадки под строительные объекты. На выполнение этой задачи были привлечены надежные кадровые рабочие. Один из них - бульдозерист Николай Степанович Мукашев, работающий в Горевке с 1968 года. Он строил аэродром, дороги, карьер, прокладывал просеку под ЛЭП.
В 1977 году начальник Шахтопроходческого управления А. Либенко сообщал (АР № 79/5113, 2 июля 1977), что, несмотря на труднейшие условия начала строительства в новом поселке, туда в уже имеется хорошая автодорога, дающая возможность в любую погоду завозить материалы, оборудование и механизмы, проложена линия ЛЭП-6 кВ с устройством понижающей подстанции и дано напряжение на объекты, производится бурение водозаборной скважины для обеспечения объектов водой, начат и скоро будет закончен котлован под 12-квартирный жилой дом. Подготовлена площадка под строительство продовольственного склада на 325 тонн, практически заканчивается копка котлована под фундамент котельной. С первого июля приступают к работе 220 студентов, основная работа которых - нулевые циклы в новом поселке.
Строительство Горевского горно-обогатительного комбината было объявлено особо важной комсомольской стройкой. В начале работ, два года подряд приезжали студенческие отряды из Киева. Вся организация шла через крайком партии. Каждые три месяца партийная организация комбината держала отчет о ходе строительства. Студенты строили склад взрывоопасных материалов.
Работа студенческих строительных отрядов (ССО) продолжилась и дальше. В репортаже Г. Азанова (АР № 107/4829, 6 сентября 1975) сообщалось:
- В Новоангарске два строительных студенческих отряда: «Алмаз-75» Киевского политехнического института и «Ангара-75» Московского педагогического института. В первом 25 студентов, во втором - более полусотни. Холодильник и овощехранилище построены «Алмазом-73» в 1973 году. Алексей Николаевич Ерхов, сопровождавший репортера, говорил:
- Молодцы студенты, здорово нам помогли. Построили четыре 16-квартирных дома. Что еще? Школу, больницу, почту почти капитально отремонтировали. Построили овощехранилище на 40 тонн, холодильник на 25 тонн, столовую. Десять двухквартирных домов отремонтировали. Сейчас строят москвичи три 12-квартирных дома; киевляне склад - склад взрывчатых материалов и пожарное депо на две автомашины.
(Продолжение следует)
Только факты
* С целью освоения месторождения в 1976 году Советом Министров СССР было принято решение о создании и начальном этапе работ по строительству опытно-промышленного предприятия (ОПП) Горевского ГОКа. Строительство промышленных объектов предприятия (карьер, дробильно-обогатительная фабрика, вспомогательные структурные подразделения), а также посёлок строителей производилось за счёт централизованных капитальных вложений.
* В 1976 г. на комбинате была добыта первая тонна свинцово-цинковой руды. Вся добываемая руда в период с 1976 г. по 1991 г. вывозилась для переработки на обогатительные фабрики Казахстана, Садонского СЦК и Алтайского ГОКа (отправлено за этот период 2 323 тыс. т).
* Строительство ОПП Горевского ГОКа начато в 1979 г. В 1984 г. карьер ОПП выведен на проектную мощность по добыче 200 тыс. т руды в год. Строительство обогатительной фабрики завершено в 1991 г.