Этапы большого пути
Продолжение. Начало в № 22
В 1981 году были введены в эксплуатацию производственные мощности по добыче 200 000 тонн руды в год. Отгрузка руды потребителям производилась смешанным водно-железнодорожным транспортом. Кстати, по решению ВПО «Союзполиметалл» МЦМ СССР добытая руда вначале перевозилась баржами по рекам Ангаре и Енисею до Красноярска. После ввода в эксплуатацию Лесосибирского речного порта отправка руды потребителям осуществлялась водным транспортом до Лесосибирска и далее по железной дороге.
В 1987 году Совет Министров СССР принял решение приступить к полномасштабному строительству Горевского ГОКа первой очереди и закончить его в 1995 году (Постановление № 751 от 07.07.1987). Генеральным подрядчиком назначено Минэнерго СССР.
В 1988 году Л. Ломаева (АР, 2 августа 1988) в своем репортаже отмечала, что Горевский ГОК по-прежнему остается одним из главных объектов капитального строительства в районе. Пуск первой очереди опытно-промыщленного производства (ОПП), намеченный на 1987 год, не состоялся. Причиной стали большие отставания по объему строительно-монтажных работ, по освоению капвложений. Пуск первой очереди ОПП был перенесен на 1988 год. К сожалению, проблемы стройки сохранились и в 1988 году. Это низкий уровень материально-технического обеспечения, неритмичность поставок стройматериалов, нехватка рабочих, невыполнение договорных обязательств всеми участниками строительства. Главный инженер СУ Горевского ГОКа В.А. Упоров отметил: «До тех пор, пока каждый из участников строительства не будет выполнять свои договорные обязательства, о коренном изменении дел не может быть и речи».
Коренного изменения дел в 1988 году не произошло.
В 1988 году Горевский ГОК отметил свое двадцатилетие. Значительные вехи на этом пути:
- В 1977 году впервые в Красноярском крае на построенном сепарационном комплексе были проведены полупромышленные испытания сепараторов на основе радиометрического способа предварительного обогащения некондиционных руд.
- В 1978 году в Новоангарске ввели в эксплуатацию первые благоустроенные деревянные 12-квартирные дома.
- В 1979 году введены два телевизионных канала.
- В январе 1982 года закончена реконструкция взлетно-посадочной полосы для авиасообщения с Красноярском.
- В июле 1983 года завершено строительство автодороги до поселка Стрелки, обеспечившей почти круглогодичное сообщение с Красноярском.
- В 1985 году подключились к государственному источнику электроснабжения (ЛЭП-220).
- В 1987 году на промплощадке Горевского ГОКа под руководством А.В. Сергиенко и В.А. Упорова организовано строительно-монтажное управление от «Красноярсгэсстроя» Минэнерго СССР для достройки опытно-промышленного производства (ОПП) и строительства объектов первой очереди Горевского ГОКа.
В юбилейном 1988 году Василий Николаевич Земцов отметил:
(Василий Н. Земцов. Нам 20 лет. АР №85/6834, 16 июля 1988):
- За эти годы тот костяк коллектива, который приехал в 1968 году, уже и детей вырастил, и они работают на руднике, а большая стройка все еще впереди. Можно назвать любого из того далекого 1968 года. М.Я. Ванюков, шофер, и его сын Владимир. И отец, и сын пользуются заслуженным авторитетом. Бульдозерист М.С. Мукашев, братья Нестеровы, и уже сын Вениамина; В.Н. Паршонок и его сын. А.В. Темных и его сын Владимир. Появились семейные династии. Многие женщины отработали по 20 лет – это М.Г. Сыроедова, К.И. Бородина, Н.Г. Антонова, М.И. Лейбович, Н.И. Матвиенко, М.В. Капарушкина; и их дети тоже работают на руднике.
За эти годы многие достигли пенсионного возраста, но продолжают трудиться. Это К.Л. Елисеев, Г.В. Бибенин, Н.И. Обеднин, В.Н. Черезов.
В больнице работают Л.С. Лазовский,
В.К. Анциферова, Г.М. Бокова, в торговле -
М.С. Нестерова, М.В. Капарушкина, в школе В.Г. Бибенина. А наш инженерный корпус! А.Н. Иванов - главный маркшейдер, А.Н. Ерхов - главный механик, Р.И. Петриченко - главный бухгалтер, Пантюхин В.Ф. - заведующий складами.
Василий Николаевич далее подчеркнул:
- В этом году все основные объемные показатели выполнены и перевыполнены. Второй год идет без срывов отгрузка руды, а отгружаем 300 тысяч тонн. Появилось много нового. Это и переход на хозрасчет, и работа совета трудового коллектива. Начинают работать кооперативы - уже есть кролики и пихтовое масло. Каждый день приносит что-то новое, ранее небывалое. Как всегда, провален план генеральным подрядчиком. Мы должны в этом году сдать в эксплуатацию фабрику, котельную, подстанцию, хвостохранилище - основные объекты у подрядчика, а помощь со стороны «Красноярскгэсстроя» пока недостаточная. В оставшиеся месяцы надо внести коренной перелом, только тогда можно ввести фабрику в декабре этого года.
Выполнение и перевыполнение плана в этом году - это заслуга всего коллектива, а он в основном новый, из старого состава осталось 10 процентов».
В юбилейный 1988 год, в канун праздника - Дня металлурга в Новоангарск с дружеским визитом прибыла делегация Северо-Ангарского горно-металлургического комбината. Между предприятиями были организованы спортивные соревнования. Но цель поездки делегации раздолинцев к новоангарцам была гораздо шире. Это и общение, и передача опыта, и установление контактов, сотрудничества. Встреча прошла интересно. Во всем этом самое активное участие приняли директора предприятий
В.Н. Земцов и В.А. Званцев. В дальнейшем было решено такие встречи продолжить, сделать традицией.
Увы, жизнь распорядилась по-другому. Традиции этой не суждено было закрепиться. В.Н. Земцов в 1989 году уехал в загранкомандировку в Монголию. Да и в воздухе уже чувствовался ощутимый ветер перемен. Собственно, мы жили тогда уже накануне лихих девяностых. И было не до праздничных веселых встреч.
Завершилась ли с отъездом В.Н. Земцова в длительную многолетнюю загранкомандировку эпоха Юлинского десанта? Конечно же, нет. Во-первых, во многом благодаря этим оставшимся десяти процентам юлинцев Горевский ГОК выстоял во времена лихолетья и развала Советского Союза. И, во вторых, Юлинский десант создал надежный фундамент. Пришли новые умелые руководители с современным уровнем мышления и построили на базе этого фундамента прекрасное и надежное здание, которое является гордостью не только новоангарцев, но и всех жителей Мотыгинского района.
Перестройка (окаянные 90-е)
История развития Горевского ГОКа в перестроечное смутное время, вплоть до 2002 года, в общем, соответствует хронике событий горно-металлургических и других промышленных предприятий России. Большинство из них не выдержали губительных гайдаро-чубайсовских реформ и прекратили свое существование. Но, как отмечает в своих воспоминаниях В.Г. Козлов, Горевский ГОК выстоял благодаря приходу в 1994 году к руководству комбинатом Владимира Валерьевича Гуриева и Тамерлана Петровича Дзгоева. Благодаря их настойчивости, твердости характера и высокому профессионализму ситуация постепенно начала выправляться и приняла устойчивый рост. Хотя здесь, также как и на других предприятиях России, в это непростое время наблюдались периоды и полного затишья, и довольно активной деятельности.
Спад производства Горевского ГОКа, по мнению В.Г. Козлова, начал отмечаться с 1989 года. Хотя Александр Анатольевич Пронский, начавший работать в ГОКе в 1990 году, оценивал ситуацию здесь еще довольно терпимой по сравнению с Тувой.
Работал карьер, достраивалась обогатительная фабрика. Директором Горевского ГОКа работал в то время Анатолий Никитич Холин, а главным инженером Александр Вениаминович Салманов (оба горняки-подземщики, прибывшие из Казахстана). Обогатительную фабрику под руководством Владимира Юрьевича Фильшина запустили в работу в 1991 году. Мастерами работали Марина Степанова, Ольга Пронская, Булгаков (прибыли из Тувы). Волна сокращения и ликвидации промышленных предприятий очень быстро докатилась из Союзных республик и до России. Не остался в стороне и Горевский ГОК. С развалом Союза рухнули экономические связи с бывшими союзными республиками. Появились проблемы со сбытом концентрата. Елена Ефимовна Коносова до сих пор не может забыть, как вокруг фабрики в то время стояли ряды металлических контейнеров с концентратом. Чтобы контейнеры пересчитать, забирались на крышу фабрики и сверху вели подсчет.
Задержка с финансированием, конечно, сказывалась и на производстве. Если отключали электроэнергию, приходилось останавливать фабрику.
В 2003 году, вспоминает Елена Ефимовна, фабрика в декабре осталась без отопления. В котельной сломалась топливоподача. Грунтовые воды начали затапливать котельную. В итоге трассу по подаче воды заморозили. Пришлось реагенты, которые могли замерзнуть, греть на костре. Поставили кругом самодельные обогреватели, накрывали ванну на дозировочной площадке, отмораживали хвостопровод вдоль трассы, а это два километра. Не раз во время паводка вытаскивали береговую станцию (избушка с водяным насосом), с которой качали на фабрику чистую воду. Был случай, когда второго января Богучанская ГЭС сбросила воду, станцию начало подтапливать. Пришлось мастеру фабрики Серебрянникову посреди ночи собирать мужское население. В мороз сорок градусов, в резиновых сапогах вытаскивали станцию. В один из ледоходов, несмотря не то, что наблюдали за рекой постоянно, станцию накрыла огромная ледяная глыба. Пришлось быстро искать технику, чтобы спасти насосную станцию. Кстати, Елена Ефимовна Коносова в 1994 году после распада Союза перебралась из Казахстана (Зыряновск) в Горевку благодаря В.Ю. Фильшину.
В марте 1994 года из Зыряновска (Казахстан) перебрался в Горевский ГОК Анатолий Васильевич Прокопенко. В настоящее время он работает заместителем главного энергетика. А в то далекое время фабрика временно не работала. Начальником фабрики был Михаил Костырев. Вскоре фабрику запустили в работу. Специалистов не хватало. Приходилось одновременно работать и машинистом хвостового крана, и портальные краны ремонтировать.
Трудно было жить в то непростое время всем россиянам. В начале девяностых явно обозначилась угроза голодной жизни. Люди старшего поколения помнят, что в летнее время стояла задача обеспечить себя на длинную сибирскую зиму картошкой и капустой. Поэтому в окрестностях всех поселков под огороды были заняты все ранее пустующие земли. Трудно было всем. Но в особенно сложной ситуации оказались люди, которые вынуждены были покидать обжитые места в Союзных республиках. Коренные ангарцы успокаивали их: «Подождите, скоро растает снег, пойдет черемша, ангарская рыбка». И действительно, на Ангаре в те времена налим, окунь, да и хариус были в изобилии. Ну а летом в рационе в изобилии были ягоды и грибы. Елена Ефимовна вспоминает, что Валерий Владимирович Гуриев говорил им тогда: «Потерпите, потерпите». Зарплату в это время задерживали, выдавали процентами. Вместо денег выдавали сахар, муку, другие продукты, полученные по бартеру (очень распространный в то время способ взаиморасчетов между предприятиями). Анатолий Васильевич Прокопенко помнит, что иногда зарплату выдавали аккумуляторами, пиломатериалом.
Трудно было всем. Но люди видели слаженную дружную работу своих первых руководителей – Валерия Владимировича Гуриева и Тамерлана Петровича Дзгоева. Видели искренность их поступков и действий, направленных на выход из сложившихся тупиковых ситуаций в работе производства. Они проникались верой в их слова и действия. Потому что, как говорил известнейший поэт Низами Гянджеви, «слово, идущее от сердца, проникает в сердце». Поэтому, вспоминает Елена Ефимовна Коносова, жили все дружно, никто ни с кем не скандалил. Благодаря этим совместным слаженным действия Горевский ГОК достойно прошел через этот сложнейший период в своей жизни, выстоял и продолжил свое развитие.
(Продолжение следует)