Жди меня
Герои живы в наших сердцах, пока жива память о них. Сегодня своими воспоминаниями о своем отце - участнике Великой Отечественной войны делится Валентина Ивановна Черепова
- Мой отец, Иван Григорьевич Семенов, родился в 1922 году в Кежме, в большой семье колхозников. Он был средним сыном, у Ивана было еще два брата и три сестры. После 9 класса уехал в Канск на учебу в фабрично-заводское училище. Весть о начале войны услышал, когда ему было 19 лет. Поэтому он принял решение стать военным летчиком и направился на учебу в летную школу г. Омска. Кстати, там же проходил обучение и мой будущий свекор Иван Петрович Черепов. Но мечте молодого человека не суждено было сбыться – на фронте нужны были и связисты, и поэтому отца направили на фронт в Сталинград в 1942 году. В ожесточенных боях с фашистами отец получил серьезное ранение в ногу от осколка снаряда всего лишь за день до капитуляции армии генерала Паулюса 2 февраля 1943 года. И снова интересное стечение обстоятельств – будущий свекор, который все-таки стал военным летчиком, воевал в небе Сталинграда.
Второй день февраля 1943 года был поистине трагическим для нашей бабушки: сельский почтальон принес весть о том, что в этот день погиб отец большой ангарской семьи Григорий Семенов, а еще в этот день тяжелое ранение получили оба сына, которые сражались на разных фронтах. Мать поседела в одночасье.
После годичного лечения в госпиталях Иван Григорьевич был признан более не годным к несению действительной воинской службы и прибыл домой в 1944 году в родную Кежму, где начал работать учителем. В начале 1945 года отец встретил мою будущую маму и они поженились. Май 1945 года встретил с восторгом – конец войне! А в начале следующего года родился первенец – брат Владислав. Жизнь продолжалась, и отец решил получить мирную профессию, поступив в юридическую школу в
г. Иркутске. После ее окончания был направлен в республиканскую прокуратуру – тогда Бурятия имела статус АССР. Затем отец работал в прокуратуре Эвенкии в с. Байкит, и после этого переведен в Мотыгино, где работал следователем в отделе милиции, затем консультантом по юридическим вопросам в Мотыгинском леспромхозе.
Признаться, я была очень рада, когда в нашей стране началась акция «Бессмертный полк». В день Победы дети, внуки и правнуки торжественно несли портреты НАСТОЯЩИХ героев. Мои земляки и соседи, глядя на фото моего 19-летнего отца, говорили: «Да это же настоящий «Смуглянка» из нашего любимого фильма!». И действительно, сходство очень большое.
Папа никогда ничего не вспоминал о войне, на мои просьбы рассказать лишь отшучивался. Услышала я только один памятный эпизод: в его вещмешке тяжело раненого бойца был альбом с фотографиями – а какие еще ценности могут быть у советского солдата? На просьбу отослать альбом домой в родную Кежму откликнулась сестра госпиталя. И кто бы мог подумать, что в военное лихолетье сталинская почта сработает так надежно, что альбом с дорогими солдатскому сердцу фото прибудет в родное село в целости и сохранности уже после возвращения домой самого солдата. Он был очень благодарен и медсестре, и всей почте Советского Союза.
Необычной была история во время войны и у моего деда, тоже жителя Кежмы. В один из дней войны в далекое сибирское село принесли «похоронку». Но бабушка не верила, ее сердце говорило, что «Яков ЖИВ!». Развеять сомнения помог деревенский маг-колдун, который за информационные услуги запросил костюм самого Якова в случае его возвращения домой. И что вы думаете – вернулся дед! Раненый-израненный, но вернулся. Оказалось, что в госпитале, где лежал мой дед с ранением, изуродовавшим его правую руку, служил писарем кежемский земляк, который и сочинил «похоронку» для того, чтобы семья получала пенсию по линии Министерства обороны СССР по случаю потери кормильца. Бабушке пришлось сдержать обещание, данное местному оракулу, – костюм деда Якова перешел новому хозяину, а воссоединенная семья стала жить-поживать, радуясь мирной жизни!
Андрей ЗЕНИН