С юбилеем, первопроходцы!
(Продолжение. Начало в №№ 36-37)
1 апреля - День геолога - 65 лет со дня образования Ангарской ГРЭ
В 1968-1970 гг. проводились комплексные геолого-геофизические работы под руководством А. А. Гузаева по оценке перспектив бокситоносности Центрального антиклинория Енисейского кряжа. Этими работами выявлено несколько новых рудопроявлений бокситов: Митрофановское, Восточное, Партизанское и дана общая отрицательная оценка района. Одновременно в 1968-1973 гг. в связи с возникшей потребностью оценки бокситов Татарских месторождений как сырья для абразивной промышленности, на нем проведены дополнительные работы по уточнению качественной характеристики бокситов. Отработана тысячетонная проба. Испытания ее прошли на Запорожском абразивном комбинате и дали положительный результат. Качество электрокорунда, выплавленного из Татарского боксита, высокое. Бокситы могут быть использованы для получения нормального электрокорунда промышленных марок. Бокситы Татарской группы месторождений рассматривались в качестве сырьевой базы Юргинского абразивного завода (Кемеровская обл.).
В течение 1945-1946 гг. на территории района партиями Норильской экспедиции Желдорпроекта (ГУЛЖДС МВД) проводились поисковые работы. Одной из поисковых партий, возглавляемых В. П. Рыловниковой, было обнаружено Мало-Мурожнинское месторождение бокситов, работы на котором в 1950-1952 гг. проведены К.В. Боголеповым и И.Д. Николаевым.
В 1950-1952 гг. А. В. Лесгафт проводил геологические исследования в бассейне рек Рыбной, Киргитея. Результатом их явилось открытие Киргитейского месторождения бокситов, разведочные работы на котором в 1951-1952 гг. осуществлял геолог А. А. Сироткин, позднее, в 1953-1954 гг. - геолог Б. С. Най. Одновременно в те же 1951-1954 гг. ими разведаны Киргитейские месторождения маршаллита и талька.
В конце 50-х годов в восточной части Енисейского кряжа и прилегающей части Сибирской платформы многими исследователями (Л.М. Плотниковым, М.А. Амосовым, Н.И. Кириченко, А.С. Кирилловым, Б.В. Михеевым, Л.И. Ситниковым, Ю.И. Камышевым, Ю.Н. Елховым, Б.Г. Цакуловым и др.) были найдены галька, обломки бокситов и в ряде мест вскрыты в коренном залегании. К этому времени в недрах района были выявлены, разведаны многие виды полезных ископаемых, запасы которых позволяли планировать их освоение. Территория района представлялась весьма перспективной для обнаружения крупных по запасам месторождений бокситов. Все это послужило основанием для постановки поисковых работ на бокситы в более широком масштабе с привлечением значительных ассигнований.
С начала 60-х годов на вооружение геологов поступила новая техника – самоходные и передвижные буровые станки, снятые с вооружения армии легкие и тяжелые гусеничные тягачи, трактора новых модификаций, передвижные жилые балки. Все вместе взятое позволило организовать ряд новых поисковых партий, провести в довольно короткие сроки поисковые и разведочные работы на значительной территории.
В 1957-1959 гг. Каменской ПРП (руководитель В. В. Петров) в бассейне р. Каменки оценены Ендинские месторождения бокситов. Здесь начали свой производственный путь геологи Р.А. Савельев, П.В. Беляев, М.И. Ширинский.
В 1966 г. возобновились поисковые работы в районе п. Киргитей (руководители А.А. Гузаев, Н.А. Чудаков). В первые два года были выявлены Верхне-Киргитейское месторождение и ряд рудопроявлений бокситов: Нижне-Киргитейское, Верхнеконченгинское, Верхне-Рыбинское, Удоронгское, Иллерконское, одновременно были выявлены новые рудные участки магнезитов Екатерининское, Голубое, Буровое, Скрытное.
В последующие 1967-1971 гг. (руководители В.И. Казаров, Ю.А. Чернов) на выявленных объектах продолжались оценочные работы и предварительная разведка Верхне-Киргитейского месторождения. Новых рудных точек не обнаружено. В этот период в Киргитейской партии после окончания учебных заведений начали работу геологи – супруги В.И. и Г.В. Горобец, С.С. и Т.Н. Алексиян; П.П. Макаруха, А.Ф. Шацких (Пономарева), В.И. Ионин, Г.П. Дубина.
В 1965 г. были начаты работы по изучению Верхотуровского, Артюгинского, Сухого бокситопроявлений (руководство которыми осуществляли А.В. Кириченко, И.К. Кусов, Ю.А. Забиров, Ю.Н. Елхов, В.Е. Бабушкин и др.). В результате поисково-оценочных работ бокситопроявления перешли в разряд наибольших месторождений, и на них проведена предварительная разведка. Эти работы позволили оценить общие размеры месторождений, установить условия залегания рудных тел, их морфологию, качество и запасы. Ограниченное количество запасов месторождений бокситов не позволяет рассматривать их промышленно значимыми в ближайшее время. Но в отдаленном будущем они, несомненно, будут вовлечены в освоение.
В 1968-1972 гг. силами Машуковской, Муринской, Разгарнинской партий (под руководством В.К. Кумца, Е.В. Веселова, А.А. Гузаева, Н.А. Чудакова, А.П. Шевцова, В.И. Седова) проводились поиски бокситов в Ангара – Тасей – Енисейском междуречье. Здесь ожидалось встретить месторождения бокситов, аналогичных тургайскому (казахстанскому) типу. Работами установлено наличие бокситоносных отложений, вскрыты небольшие бокситопроявления: Ягодкинское, Машуковское, Разгарнинское. Объектов для постановки разведочных работ не установлено.
После открытия в 1959 г. А. Д. Руденко проявлений бокситов на Чадобецком поднятии, там в течение 1960-1974 гг. под руководством М.А. Амосова, А.Д. Руденко проведены поисково-разведочные работы, которыми выявлены достаточно крупные скопления бокситов (Центральное, Пуня, Ибджибдек, Чуктукон, Верх. Терина). В том числе на Центральном месторождении проведена детальная, а на месторождениях Пуня и Ибджибдек - предварительные разведки. Отчеты с подсчетом запасов бокситов по Чадобецкой группе месторождений бокситов (М. А. Амосов, 1969-1978 гг.) прошли апробацию в Государственной комиссии запасов СССР. Заводскими технологическими исследованиями доказана возможность переработки чадобецких бокситов известными промышленными способами с приемлемыми расходными показателями. Технико-экономические расчеты, выполненные институтами ВАМИ и «СибцветметНИИпроект» показали рентабельность отработки Чадобецких бокситовых месторождений, которые являются в Восточной Сибири единственными с промышленными запасами. Их количество обеспечивает работу глиноземного завода в течение 30 лет. На площади, прилегающей к Чадобецкому поднятию, поисковые работы на бокситы осуществлялись в течение 1960-1975 гг., как в процессе геологических съемок М 1:200000 и 1:5000 (Р.Я. Скляров, Б.В. Шибистов, А.Б. Хисамутдинов, Б.Г. Цакулов, Ю.А. Забиров), так и специализированных поисков (В.К. Кумец, А.П. Шевцов, Ю.В. Веденеев). В целом эта площадь признана бесперспективной для выявления промышленно ценных месторождений бокситов.
К северу от Енисейского кряжа в районе Туруханского поднятия бокситоносные отложения известны с начала сороковых годов, а в 1956-1959 гг. поиски бокситов осуществлялись в Приенисейской части Западно-Сибирской низменности силами Казачинской экспедиции (А. П. Шевцов). Был выявлен в коренном залегании ряд рудопроявлений бокситовых пород. Перспективные объекты проверялись в 1964-1969 гг. рядом партий Ангарской ГРЭ (А.П. Шевцов, И.И. Кунгурцев, Б.А. Лапшин, А.И. Ляхов). Выявленные месторождения, проявления бокситов характеризуются небольшими запасами и промышленной значимости не имеют.
Вопрос о создании собственной минерально-сырьевой базы для развития алюминиевой промышленности Красноярского края оставался актуальным до начала 80-х годов. Было обращено внимание на север, где в Таймырском и Эвенкийском национальных округах во многих точках речной сети была обнаружена галька бокситов. В течение 1975-1979 гг. в этом районе Бокситовая – Эвенкийская партия Ангарской ГРЭ проводила поисковые работы, руководство которыми осуществляли А.П. Шевцов, В.П. Чеха, Ю.А. Забиров. Хотя бокситоносные отложения распространены здесь на большой территории, крупных скоплений бокситов, необходимых для создания инфраструктуры глиноземного производства, не обнаружено.
В 1975-1977 гг. В.Н. Кристин и В.А. Горобец провели ревизионно-опробовательские работы докембрийских отложений Приангарья с целью поисков бокситов. Перспективных участков с повышенным содержанием глинозема не обнаружено.
На протяжении четырех десятилетий Ангарская ГРЭ вела поисково-разведочные работы на бокситы. За это время выявлено и оценено множество бокситовых объектов, в том числе Татарская и Чадобецкая группа месторождений имеют промышленную значимость для абразивного и глиноземного производства. Перспектива их освоения просматривается где-то далее 2025 г. Месторождения Киргитейской, Верхотуровской, Порожнинской групп самостоятельного значения не имеют и могут рассматриваться в качестве резервных объектов.
В качестве глиноземного сырья для последующего получения алюминия могут быть использованы также нефелиновые сиениты Средне-Татарского месторождения, разведочные работы на котором проведены В. В. Терещенко в 1958-1962 гг. Подобное сырье более высокого качества используется на Ачинском глиноземном комбинате.
В процессе проведения поисковых работ на бокситы были выявлены многие виды полезных ископаемых. Некоторые из них имеют промышленную значимость и разрабатываются. За эти годы в геологических исследованиях принимали участие многие сотни, тысячи людей различных специальностей. Среди них геологи, естественно, занимали ведущую роль. Ко многим фамилиям, ранее упомянутым, следует добавить супругов С.В. и Т.Л. Мазур, Г.А. и В.А. Леоновых, Н.И. и А.В. Кириченко, К.Д. и Г.М. Голубевых, Л.А. и И.И. Лыковых; а также геологов Г.Т. Баклаенко, П.И. Черепанова, Г.А. Тушину-Стрельникову, Л.Ф. Климову-Любецкую, П.А. Моргунова, Е.И. Самарец, Е.Т. Никон, И.П. Романову, А.А. Бердова и других, всех не перечислить. В тяжелых климатических, жилищно-бытовых условиях работали геологоразведчики. Особенно нелегко приходилось буровикам. Зачастую работая под открытым небом, обдуваемые ветрами, в мороз и зной они бурили скважины – добывали необходимую информацию о строении недр. Из числа их необходимо отметить Е.Ф. Тренина, А.Т. Бизяева, Н.Я. Стрельцова, Ю.М. Артюшенко, супругов Н.М. и А.А. Малаховых, А.Ф. Галян, братьев Д.Н. и И.Н. Стефаниди, Е.И. и А.И. Орешкиных, И.Н. и А.Н. Кремковых и многих, многих других.
В прошедшие (сороковые – семидесятые) годы Ангарская ГРЭ имела комплексную лабораторную службу, где химическая лаборатория занимала ведущую роль в изучении химико-литологического состава горных пород и руд. Здесь на протяжении многих лет работали химики-аналитики: Я.А. Цитович, А.В. Молодченко, Т.А. Кустова, А.И. Титкова, В.Н. Гузаева, Л.Е. Гелахова, А.Г. Фисоченко, Т.А. Кулясова и другие.
Целеустремленное ведение поисково-разведочных, геолого-съемочных работ в эти же годы осуществляли главные геологи экспедиции: В.Г. Лебедев, А.В. Лесгафт, Ю.А. Озерский, А.В. Кириченко, Ю.В. Саваньяк; начальники экспедиции: Н.И. Иванченко, В.В. Петров, Г.Т. Молодченко, В.Н. Семенов, В.Г. Ломаев.
Как говорится, всем им огромная признательность и благодарность. В те прошедшие годы работали во имя Родины, на благо Родины. И как поется в песне, в первую очередь думали о Родине, а потом о себе. И даже в это сложное время хочется думать, что их труд не пропал даром.
Александр ГУЗАЕВ
Фото из архива