Прощайте, горы
Выполнение интернационального долга, ограниченный контингент советских войск в Афганистане, но в памяти народа она так и останется афганской войной.
Ее история началась задолго до 1979 года. Афганистан, не обладающий никакими природными ресурсами, тем не менее, имеет огромное геополитическое значение. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять это. Месторасположение Афганистана таково, что позволяет выходить в тыл главнейшим политическим игрокам в Азии: Китаю, Индии, Ирану и тогдашнему Советскому Союзу, а ныне России. По сути, Афганистан - это ключ от «черного входа» в эти страны. И понимание этого факта пришло не сейчас и даже не в 1979 году. Борьба за эту страну, в современном понятии, началась еще в XIX веке.
Российская империя в те годы быстро продвигалась на юг, присоединение Средней Азии было лишь вопросом времени. Такие устремления России не могли не тревожить Великобританию, и в 1839 году она предприняла первую попытку военным путем подчинить себе Афганистан. Всего же Англо-Афганских войн было три. В 1919 году закончилась третья Англо-Афганская война, и среднеазиатская страна провозгласила свою независимость от Великобритании. Советская Россия первой признала независимость Афганистана.
Эта борьба между Англией и Россией за контроль над «ключом» в истории получила название «Большая игра». Закончилась ли эта игра с выводом советских войск из Афганистана – глупый вопрос. Эта борьба не закончится никогда. Китай и Индия, и это уже очевидно, станут главными экономиками 21-го века, а Иран уже является важнейшим игроком в исламском мире. Тот, кто получит возможность оказывать давление на них, в том числе и путем военной угрозы, получит возможность оказывать влияние на всю мировую политику и экономику.
К чему я это говорю? Да к тому, что с середины восьмидесятых годов прошлого века предпринимались и предпринимаются огромные усилия по дискредитации нашей афганской войны и ее участников. На финансирование этих мероприятий тратятся многие миллионы долларов, и такие вливания, к сожалению, приносят пользу своим заказчикам. В сознании многих стойко укрепился стереотип: афганская война - это глупая, ненужная затея, это позорная страница в нашей истории, которую необходимо поскорее забыть, и армия наша, показав свою беспомощность, с треском проиграла войну кучке полудиких моджахедов. А так ли это?
Экскурс в историю и в геополитику мы уже совершили. В наши дни запад ведет свою войну на территории Афганистана. Не будем злорадствовать на тему «Сами создали моджахедов, сами теперь и расхлебывайте». Просто к вопросу «о ненужности». Если советские «старые глупые руководители» якобы ничего не понимали, то западные молодые и умные чего тогда полезли в Афганистан? Значит, в этом есть необходимость. Нынешняя военная операция одобрена практически всем мировым сообществом, что еще раз говорит о том, что «афганская проблема» все-таки существует, и другого решения, кроме как силового, она, к сожалению, не имеет, да и не имела.
И еще один момент, касающийся уже чисто безопасности СССР. Безусловно, военные аналитики Советского Союза располагали информацией о перспективных разработках вооружений, ведущихся потенциальными противниками СССР. И обезопасить свое южное направление от будущих угроз было для советского руководства реальной необходимостью. Например, современные американские гиперзвуковые ракеты (не межконтинентальные и баллистические, а обычные крылатые) долетят из Афганистана до Красноярска за считанные минуты. Прибавьте сюда фактор горной местности, то есть невозможность обнаружения стартовой площадки, и то, что возможный запуск производился бы с возвышенности, и вы поймете, что перехватить такую ракету - практически неосуществимая задача. На деле, с высоты афганских гор вся территория СССР от Урала до Владивостока как на ладони.
Теперь о «позорной странице». Конечно, война – есть война, и она не делается в белых перчатках, любая война - это горе, кровь, слезы и преступления. И в этом смысле афганская война не лучше, но и не хуже любой другой. В свое время была широко разрекламирована цифра убитых нашей армией афганцев – полтора миллиона человек. Эта цифра никем никогда не проверялась, ее просто взяли «на веру», но, основываясь на ней, пропагандисты долгие годы внушали нам мысль о невероятной жестокости наших солдат в Афганистане.
Однако по официальным данным, опубликованным ООН, смертность среди афганского народа за время нашего присутствия на самом деле снизилась. Если за период с 1975 по 1980 годы (до нашего вторжения) смертность составила 354 тыс. человек, то с 1980 по 1985 годы – 323 тыс. человек, а с 1985 по 1990 годы – 291 тыс. человек, и это самый низкий показатель за всю историю наблюдений. Вам интересно сравнить аналогичные показатели советского «жестокого» вторжения и нынешнего «гуманного» присутствия «развитых демократий»? Сравнивайте. По данным той же ООН, смертность среди афганцев за период с 2000 по 2005 годы составила 463 тыс. человек, а с 2005 по 2010 годы - 496 тыс. человек, и это, кстати, самый высокий показатель за всё время ведения статистики по Афганистану. Как говорится, комментарии излишни.
Есть еще один вопрос, на который агенты влияния на наше сознание никак не могут ответить. Да и вообще эта тема почему-то мало освещается. Речь вот о чем. Международная коалиция (а на деле – западная коалиция), ведущая войну на территории Афганистана, нуждается, как и любая армия во все времена, в постоянном и регулярном снабжении. Кто воевал в горах, тот прекрасно знает, что провести колонну по горным серпантинам не только технически сложная, но и опасная задача. И дело не столько в качестве дорог и рельефе местности, сколько в засадах. Именно засады являлись и являются у моджахедов основным приемом ведения боевых действий, принося их противникам значительные потери в живой силе и технике.
Поэтому коалиция с большим удовольствием нанимает сторонние компании для осуществления проведения колонн снабжения через афганские горы. И в подавляющем большинстве случаев эти караваны проводят наши бывшие «афганцы». Причем без помощи оружия, а договариваясь со старейшинами тех мест, по которым проследуют колонны. По сути, наши парни договариваются с теми, с кем воевали в восьмидесятых, и зачастую лично знакомыми. И ведь договариваются, и моджахеды их пропускают. А почему?
И тут мы переходим к очень интересной теме, практически не обсуждаемой в нашей стране. Кто помнит телевизионные репортажи из Афганистана того времени, тот со мной согласится в том, что нас, тогдашних зрителей, очень коробили сюжеты о том, как советские солдаты строили афганцам школы, больницы и даже загоны для овец. Мы возмущались «маразмом кремлевских старцев», проводящих такую «недальновидную политику». Но в отличие от нынешней военной компании запада, Советская страна не только бомбила, но и строила. И вот прошло время, и оказалось, что афганцы с благодарностью вспоминают эти усилия СССР по установлению нормальной жизни для них, и поэтому с уважением разговаривают с нашими «афганцами». Время всё расставляет на свои места, и каждому воздается по его заслугам.
И еще об уважении. В отличие от современной «правильной» войны, которая ведется дистанционно, наши парни воевали лицом к лицу с моджахедами, то есть были с ними на равных условиях. Сейчас, когда в Афганистане воюют беспилотники, а их операторы сидят спокойно в теплых кабинетах где-нибудь в Техасе, такое поведение воспринимается афганцами как немужское. Когда правительственные солдаты Афганистана идут в бой под пули, а их западные коллеги прикрывают их, работая джойстиком и попивая капучино, афганцы все чаще с уважением вспоминают советских военных, шедших под пули наравне с ними. Причем уважение это присутствует как в прокабульских кругах, так и среди моджахедов.
А теперь собственно о войне. Решение о введении войск в Афганистан далось руководству СССР не просто. Одним из серьезных доводов в пользу вторжения стала начавшаяся в среднеазиатской стране в конце семидесятых гражданская война. Не будем вдаваться в сложные хитросплетения азиатских междоусобиц с постоянно меняющимся составом противоборствующих сторон. Скажем лишь (и это очень обобщенно), что в одном лагере были приверженцы светского пути развития Афганистана, а с другой – исламисты. К каким последствиям для СССР могла привести победа агрессивных исламистов на южных границах страны, мы хорошо поняли только сейчас, когда Афганистан стал рассадником террористов и главным производителем наркотиков.
Вообще же введение войск в Афганистан стало для страны Советов крупнейшей войсковой операцией с 1945 года. Кроме уже находившихся в Афганистане спецгрупп КГБ, батальонов ВДВ и других военных формирований к вводу были подготовлены полевое управление 40-й армии, две мотострелковых дивизии, артиллерийская бригада, зенитно-ракетная бригада, десантно-штурмовая бригада, части тылового и боевого обеспечения. А также два мотострелковых полка, управление смешанного авиакорпуса, два авиаполка истребителей-бомбардировщиков, один истребительный полк, два вертолетных полка, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения. Из Белоруссии была переброшена 103 дивизия ВДВ. В качестве резерва отмобилизованы еще три сухопутных дивизии. Чуть позже в Афганистан вошли пограничники, установив свои заставы в афганских горах, они прикрыли южные границы СССР. Кстати, именно отдельные части пограничников последними вышли из Афганистана в апреле 1989 года. И всё это далеко не полный перечень. На доукомплектование частей было призвано из запаса 50 тыс. человек из среднеазиатских республик. Передано из народного хозяйства около восьми тысяч автомобилей и другой техники.
Вечером 23 декабря 1979 года все было готово. 24 декабря министр обороны Д. Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой сообщалось о принятии решения о вводе войск в Афганистан. Границу было приказано перейти в 15.00 по московскому времени 27 декабря 1979 года…
Изначально участие наших военных в боевых действиях директивой не предполагалось. Не был определен порядок применения оружия даже в качестве самообороны. Планировалось, что наши части возьмут под охрану важные объекты, высвободив, таким образом, афганскую армию для активных действий против отрядов оппозиции. Вывести войска собирались в 1980 году. Но уже в день ввода войск стало понятно, что одной охраной объектов ограничиться не удастся, и 27 декабря Д. Ф. Устинов издает приказ о применении оружия для подавления сопротивления мятежников в случае нападения…
Описывать ход войны и перечислять войсковые операции нет смысла, ибо для этого не хватит никакой газеты, но обойти главный вопрос не получится. Ответ на главный вопрос: «Проиграла ли наша армия войну в Афганистане?», наверное, у каждого будет свой. Я позволю себе высказать свое мнение. Если помните, у армии была четкая задача – взять под контроль стратегические объекты и крупные населенные пункты. Эта задача была выполнена. И как уже было сказано выше, основным толчком для ввода войск послужила гражданская война, то есть острое обострение афганских внутриполитических разногласий. Задача ли военных решать политические проблемы? Конечно, нет. Этим должны заниматься политики. И как раз политики, как афганские, так и советские, не справились со своей работой. Они проиграли войну за умы и души простых афганцев, свалив потом свою вину на военных. Более того, в Женевских соглашениях о выводе войск никак не оговаривалась судьба наших военнопленных, которых было более 400 человек. Политики их просто предали, оставив на произвол душманов.
Кстати, о душманах. По различным оценкам их число достигало 400 тыс. человек, согласитесь, это уже не «кучка». И если наши солдаты приходили практически новобранцами, необстрелянными и неопытными, то моджахеды воевали долгие годы, становясь профессиональными военными. А 400 тыс. профессионалов, отлично знающих местность и живущих в привычном климате, - серьезная сила. Тем не менее, наша армия вполне успешно контролировала ситуацию, и за все время ее присутствия моджахедам так и не удалось провести ни одной крупной операции и не удалось занять ни одного крупного населенного пункта.
И даже после вывода войск просоветскому Кабулу удавалось сдерживать натиск вооруженных исламистов. Но перестроечные политики предали и верившую им кабульскую власть. Цена предательства – 20 млрд. долларов обещанных кредитов для СССР и Нобелевская премия мира лично для Горбачева. Премию Михаил Сергеевич получил, а кредитов так никто и не видел.
У каждого молодого поколения в России свой крест. 21 парень из нашего района прошел афганскую мясорубку. И хорошо, что память о тех событиях жива. Каждый «День интернационалиста» (15 февраля) в СКЦ проходит праздничное мероприятие для воинов-афганцев. И в этот раз за накрытыми столами, под песни, подаренные солистами СКЦ, собрались солдаты Афгана и их жены (на снимке), чтобы вспомнить былое, помянуть боевых товарищей и просто отпраздновать годовщину окончания войны. А ее последствия для страны (как плохие, так и хорошие), нам всем еще только предстоит осознать.
Евгений РЕДВАНСКИЙ