Декабристка
Предлагаем вниманию наших читателей окончание воспоминаний Риммы Сергеевны (Рипсиме Сероповны) Карапетян – Крамер
(Окончание. Начало в № 83,84-85, 87-88).
Соседи наши были милейшие интеллигентные люди: акушерочка Вера Владимировна Харькова (с ударением на первом слоге), Сергей Петрович Канделаки с супругой, ЭгбертЛеонович Бухгольц, зубной врач Августа Васильевна Потапова.
В 1965-1966 гг. мы переехали в Раздолинск, куда перевели рудоуправление, и где работал мой дорогой муж Виктор Карлович.
Пока устраивали жизнь, растили детей, молодость упорхнула и постучалась к нам в двери старость…
Как только все вытерпело мое серд-це: невзгоды, горести, шалости (не всегда безобидные) моих детей и даже смерть моего дорогого и любимого мужа.
Боже! Как вспомню, каких сил и изобретательности стоило их спасение от голода! Бедные мои дети! Ни молока, ни хлеба, обычного супа вволю не кушали, ни сладенького кусочка. Хотела уехать вместе с детьми с этой проклятой каторги, так как же – не выпускали. Считали ссыльной из-за мужа, его национальности.
И что же оказалось на самом деле? Когда рухнул тоталитарный строй, мы оказались жертвами политических репрессий, а я вообще ошибочно была взята на учет спецкомендатурой МВД. И реабилитирована после смерти главного палача еще в 1956 году, а узнала об этом только в конце 1994 года.
Изломали жизнь, выкачали все здоровье и помиловали на 73-м году жизни, а муж мой так и не узнал о реабилитации. Ни спасибо, ни простите, ни даже компенсации ошибочно ссыльным не предусмотрело наше государство.
Дети мои выросли, не опозорив своих родителей. Виолетта работает медсестрой, а Витя и Лев всю жизнь посвятили электронике.
Последняя моя радость в жизни – это внуки и правнуки, которых мне довелось дождаться.
Елена Колпакова:
«Римма Сергеевна – это достояние Раздолинска, это женщина-декабристка, посвятившая всю свою жизнь своему мужу и детям. Работала милая, интеллигентная женщина в аптеке. Сегодня она – добрая бабушка своим внукам и правнукам, неравнодушная соседка в доме и уважаемая всеми наша односельчанка. Здоровья Вам, дорогая Римма Сергеевна!».
Никита Виноградов:
«Здесь судьба удивительно сильной женщины, она во имя семьи, детей смогла вынести все тяготы жизни, которые выпали на ее долю. Но судьба приготовила еще один удар: недавно не стало ее старшего сына Левушки. Сколько надо сил матери пережить это горе. Сил и здоровья Вам, дорогая Римма Сергеевна».
Маргарита Лаврова:
«Смотрю на это умное, доброе, интеллигентное лицо пожилой женщины и думаю: как может быть прекрасна старость человеческая, если у этого человека светлая и чистая душа! Перенесла столько, казалось бы, непереносимых трудностей, выстояла, выдержала все, и еще сколько осталось нерастраченной любви и доброты! Страшно потерять своего ребенка, хоть и взрослого, не дай Бог никому! Но ведь у нее остались внуки и правнуки, есть ради кого жить. Глубокое соболезнование Вам, уважаемая Римма Сергеевна, сил душевных и здоровья!».