Это не должно повториться
23 февраля 1922 года был издан декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих. Власть сознательно использовала вопрос о церковных ценностях для того, чтобы начать мощную антицерковную кампанию. В рамках кампании в пользу государства изымались принадлежащие православной церкви предметы из драгоценных металлов и камней, что вызвало сопротивление представителей духовенства и части прихожан.
В Москве, Петрограде, Царицыне, Новгороде и других городах проходили судебные заседания против священнослужителей и мирян по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей, что квалифицировалось как контрреволюционная деятельность. Многие из них были приговорены к расстрелу. Судебные процессы над духовенством прошли в 1922-1923 годах по всей России.
К концу 1924 году в тюрьмах и лагерях побывало около половины всего российского епископата - 66 архиереев. По данным Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, общее количество репрессированных церковных деятелей в 1921-1923 годах составило 10 тысяч человек, при этом был расстрелян каждый пятый - всего около 2 тысяч.
Несколько представителей православной церкви некоторые время проживали и в нашем районе.
Уничтожались и действующие священники Красноярского края. В 1937 году была затеяна расправа над православными священниками. В руководители контрреволюционной организации священников был определен епископ Красноярский (с 1935 года) Александр Антонович Турский. По делу были арестованы 15 человек. Большинство из них было расстреляно 26 ноября 1937 года в Красноярске.
Не забывали и священников в районах края. 6 ноября 1937 года в Минусинске арестовали протоиерея Троицкой церкви Николая Ивановича Комарова, с ним еще 31 человека. Решением тройки УНКВД по Красноярскому краю от 27.11.1937 года 27 человек были приговорены к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в 1937 году в Минусинске.
К этому времени большинство церквей города уже были закрыты. В первые же годы советской власти были закрыты духовное и епархиальное училища, духовная семинария. Священнослужители и их семьи, считавшиеся «социально неблагонадежным элементом», были лишены избирательных прав, права на трудоустройство, достойное образование.
Особенно сокрушительными были репрессии начала 20-х и первой половины 30-х годов. В начале 20-х были закрыты все монастыри и большинство церквей в городах и селах края. Велась активная антирелигиозная пропаганда.
В 30-е годы разгром церквей завершился тем, что многие храмы вообще были разрушены, оставшиеся превращены в гаражи, конюшни, амбары, склады, в клубы. Действующих храмов в крае почти не осталось.
В нашем тогда в Удерейском районе отбывали ссылку:
Смирнов Амвросий Степанович, 1874 г. р., архиепископ;
священники: Нароженко Ефимий Григорьевич, Уфимцев Иван Николаевич, Троянский Алексей Николаевич, Глаголев Дмитрий Ефимович, Баталин Василий Гаврилович, Никифоров Петр Николаевич, Воскресенский Алексей Александрович, Любимов Василий Банифатьевич.
Кем же были эти люди? Про кого-то почти ничего не известно, о других есть биографические данные.
Ефимий Григорьевич Нароженко родился в 1882 году на Украине, в Киевской области.
Дмитрий Ефимович Глаголев родился в 1875 году в Тульской губернии. Окончил духовную семинарию. Священник. В ссылке работал маляром транспортной конторы.
Василий Гаврилович Баталин родился 1 апреля 1872 года в Мещовске в семье мещан. Отец его был письмоводителем в городской управе. В 1882-1888 годах учился в духовном училище, а в 1888-1896 годах в Калужской духовной семинарии. Став священником, Василий получил назначение в город Жиздра, где служил до 1903 года. Затем служил в Калуге в Малютинской, а потом в Знаменской церкви. В семье отца Василия было 5 детей.
В 1931-1932 годах рабочие лесозавода стали требовать закрытия Знаменской церкви, чтобы использовать ее «для потребностей завода и культурно-просветительской работы». Тогда отец Василий призвал свою общину противостоять этому.
Его арестовали в апреле 1935 года и обвинили в ведении систематической антисоветской агитации. На одном из допросов он заявил: «На современный политический строй смотрю отрицательно, одновременно задаюсь мыслью о том, что это все посылается Богом, и в Божьем писании сказано: на всякие мучения надо набраться терпения, и вся наша судьба только от Бога. Частенько вспоминаю свое дореволюционное прошлое, так как жил в свое удовольствие, а в данный момент приходится жить, как священнослужителю, в ущемлении». В июне 1935 года он был осужден Особым совещанием при НКВД по статье 58 (часть 10) и приговорен к ссылке в Удерейский район сроком на 5 лет. В 1938 году его вновь судили. 14 апреля тройкой УНКВД по Красноярскому краю он приговорен к расстрелу. Отец Василий был расстрелян в г. Енисейске. 11 апреля 1959 года он был реабилитирован Красноярским краевым судом по делу 1938 года.
Старообрядческий священник Петр Николаевич Никифоров родился в 1869 году. Родился в семье известного коллекционера рукописей и старопечатных книг Николая Порфирьевича Никифорова, жившего в городе Горбатове Нижегородской губернии.
В 1903-1910 годы П.Н. Никифоров был священником на Богородско-глуховской фабрике в городе Богородске, с 1 января 1910 года он занял место священника на старообрядческом Рогожском кладбище в Москве. Вскоре был избран членом «Комиссии по охранению древностей и редкостей храмов Рогожского кладбища и по книгохранилищу». В 1918 году Никифоров был уже настоятелем храмов Рогожского кладбища. Почетный корреспондент Московского Публичного Румянцевского Музея. В 1935 г. постановлением Особого Совещания при НКВД СССР за контрреволюционную агитацию был сослан в Краснояр-ский край сроком на 5 лет. На день повторного ареста в 1938 году - вдовец.
Архиепископ Амвросий (в миру Алексей Степанович Смирнов) родился в семье протоиерея Костромской епархии 4 (16) апреля 1874 в Костроме. Окончил местную духовную семинарию и Московскую духовную академию, после чего состоял помощником инспектора Благовещенской духовной семинарии. В 1900 году пострижен в монашество и вскоре рукоположен в иеромонаха. В 1904 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором Благовещенской семинарии. Затем Владыка возглавлял несколько епархий, неоднократно был арестован. В 1928 г. возведен в сан архиепископа. В 1935 году архиепископ Муромский Амвросий был арестован и осужден на несколько лет.
Этих весьма почтенного возраста священников (младшему - 56 лет, старшему - 69) обвинили в создании антисоветской организации и повторно арестовали в 1938 году, когда они отбывали ссылку в нашем районе. Расстреляли всех в Енисейске.
Постановлением Президиума Красноярского краевого суда от 1959 года постановления тройки УНКВД Красноярского края от 1938 года были отменены и дела в отношении этих священнослужителей прекращены за недоказанностью состава преступления. Все были реабилитированы.
Использованы материалы
историко-просветительского
общества «Мемориал»
и сайта «Богородск-Ногинск».
Михаил ЗАХАРЦОВ