Книга АГРЭ
(Продолжение. Начало в №№ 35-37 28.03.2014 г.)
Из геологов с Михаилом Алексеевичем Амосовым из Татарки на Чадобец прибыл Александр Александрович Малышев. Первая встреча с ним была мимолетной. Когда я появился на Чадобце, он с упакованным рюкзаком готовился к выезду в Мотыгино для работы на геологической съемке. Позже, в 1978 году, мы работали с ним вместе на поисках бокситов в Кардаканской партии. И в 1980 г. встретились в Заполярье на работах по оценке Ессейского щелочного массива. В те далекие годы трудно было представить, что писать эти строки я буду, находясь на руднике имени Александра Александровича Малышева.
Повезло в те далекие годы жителям деревни Яркино. Река Чадобец является правым притоком Ангары. Несколько ниже её впадения на берегу Ангары раскинулся пос. Заледеево. На берегах Чадобца до базы нашей партии (пос. Пуня) расположено два старых, возникших еще в восемнадцатом веке села: Юрохта и Яркино. Расстояние от Яркино до пос. Пуня составляет не более 40 км. Рейсовые самолеты Ан-2 ходили в те времена регулярно. Так что яркинцам работать у нас было удобно, дом и родные рядышком. Характерный, несколько распевный говор работников из этой деревни можно было услышать на многих рабочих участках. Фамилии Рукосуевы, Колпаковы были очень распространены.
В предыдущей публикации я упоминал о моей первой встрече с выходцем из Яркино Юрой Канцедаловым. Позже, на протяжении десятилетий совместной работы в АГРЭ, наши пути с ним пересекались не один раз. Особенно мне запомнилась наша совместная работа по организации поисков бокситов в Заполярье и строительству базового поселка на берегу озера Ессей. С Юрой Канцедаловым я поддерживаю дружескую связь до настоящего времени. Живет сейчас он с семьей на берегу Подкаменной Тунгуски в пос. Ванавара. Поэтому возможность личного живого общения практически исключена. Но по телефону разговариваем мы довольно регулярно. До сих пор не теряем надежду встретиться еще раз на Чадобце. Ведь не за горами время начала освоения чадобецких бокситов и чуктуконских редких и редкоземельных металлов.
В те далекие годы Яркино было вполне благополучным и густо населенным поселком. В советские годы здесь процветал совхоз. Коровы, откормленные на местных заливных лугах, давали отличное молоко. Летом два раза в неделю отсюда отправляли Ан-2, забитый флягами со сметаной (в народе этот рейс получил прозвище «сметанный»). Естественно, в пос. Пуня этот продукт в магазине присутствовал постоянно. Как сообщает Екатерина Донских (АиФ № 3, 2014 г.), «луга остались, но совхоз развалился, держать скотину для заработка невыгодно. Чтобы продать мясо, теперь недостаточно справки от местного ветеринара. Нужно его пригласить на забой, тут же отвезти тушу на ветстанцию в райцентр за 105 км, там получить справку и только после этого сдать перекупщику за бесценок».
Кстати, с райцентром (пос. Кодинск) устойчивая связь (зимняя дорога с ледовыми переправами) появляется в зимний период и только на два месяца. В остальное время года один раз в две недели выполняется рейс вертолета. В Яркино, как и во всех других российских деревнях, появилось много пустых домов. Люди вынуждены покидать родные места. На Сергея Есенина (поэма «Анна Снегина») поездка по российским просторам навеяла такие поэтические строки:
Дорога довольно хорошая,
Равнинная тихая звень.
Луна золотою порошею
Осыпала даль деревень.
Мелькают часовни, колодцы,
Околицы и плетни.
И сердце по-старому бьется,
Как билось в далекие дни.
Увы, наши разрушенные опустевшие деревни могут наполнить сердце только горечью и обидой за Россию. Что с нами случилось? Мне очень понятно восклицание Георгия Зотова: «Ей-богу, смешно - Китай, где живут аж 1 миллиард 350 миллионов человек, буквально завалил своих граждан говядиной и свининой, активно продает тушенку на экспорт. А мы-то до сих пор ввозим из-за рубежа треть всего съедаемого в России мяса, импортируем кур, овощи. Можно подумать, у нас территорий для ферм не хватает!» (АиФ № 7, 2014 г.). Да нет же, как пишет Екатерина Донских, «заливные луга остались». Но тема эта выходит за рамки «Книги АГРЭ», и не будем ее развивать. Хотя мысли по этому поводу у меня стали возникать после ознакомления с Евразийской теорией Льва Гумилева. В свете событий на Украине, по-моему, приобретает актуальность его основополагающий Евразийский тезис: «надо искать не столько врагов – их и так много, а надо искать друзей, это самая главная ценность в жизни. И союзников нам надо искать искренних. Так вот тюрки и монголоиды могут быть искренними друзьями, а англичане, французы и немцы, я убежден, могут быть только хитроумными эксплуататорами» (Л.Н. Гумилев, «Ритмы Евразии», ООО «Издательство АСТ», 2007). Я постараюсь, если Господь даст здоровье, силы и вдохновение, развить свои взгляды на нашу действительность с точки зрения евразийца Льва Гумилева и его теории. А сейчас вернемся к Чадобецкой ГРП.
На буровых работах, проходке глубоких шурфов, в транспортно-механической службе работало много мотыгинцев. Жители других поселков района, хотя и в меньшей степени, но также, так сказать, прошли через Чадобецкую ГРП. Особенно мне запомнилась Тамара Васильевна Токмань - топограф из пос. Партизанска. Энергичная, бойкая, с большим зарядом оптимизма и хорошо знающая свое дело. У руководителя маркшейдерско-геодезической службы АГРЭ Трофима Григорьевича Дюкарева она была в числе работников, на кого можно положиться. После завершения работы Чадобецкой ГРП люди возвратились в свои родные места. Я хотел бы обратиться с просьбой к мотыгинцам, тем, кто работал в этой геологической партии или их детям - давайте вспомним те далекие годы, давайте откроем рубрику «Книга АГРЭ». Свои воспоминания я бы предложил оформлять следующим образом: «я (мои родители) работали в Чадобецкой партии…» - и кратко о тех годах и о том, где вы сейчас, что делаете и как живете». Так мы не дадим уйти в забвение память о тех, кто своим трудом создавал минерально-сырьвую базу Нижнего Приангарья.
…Месторасположение базового поселка было выбрано на стрелке р. Чадобца и его правого притока р. Пуня. Всеми строительными работами руководил Григорий Федорович Грицино. И в это время благодаря его организаторским способностям, огромнейшему опыту в строительстве поселков геологоразведчиков базовый поселок Чадобецкой ГРП, получивший название Пуня, вырос буквально на глазах. При этом следует учесть, что все было построено из местной сосны и листвяка. Пиломатериал поставляла собственная пилорама. Никакой изоплиты и синтетических утеплителей. Только мох, опилки и толь (рубероид).
(Продолжение следует).