Поколение помнит
Вот, пожалуй, и приходит пора по-настоящему оценить архивные труды. Собранные силами музейных работников, школьниками-краеведами и просто энтузиастами исторические материалы обретают новую силу.
Без года семь десятилетий - почтенный срок. За это время успели повзрослеть и внуки тех, кто поднялся на войну против внешнего немецкого агрессора. Но жива память о них в воспоминаниях школьников в их сочинениях, которые весьма предусмотрительно были созданы по инициативе школьных литераторов.
Предо мной три объемных тома из Мотыгинского краеведческого музея. Здесь все, что удалось собрать энтузиастам, начиная со второй половины ХХ века о 81 ветеране, участнике Великой Отечественной, кто имел отношение к Мотыгинскому району: это редкие фотографии, газетные материалы, работы краеведов и сочинения школьников о своих героических прадедах, тех, кто отстоял право мирной жизни для нынешнего российского поколения.
Вот что записал неизвестный школьный краевед со слов нашего земляка Александра Николаевича Непомнящего:
- Родился в 1925 году. В 1943 году в мае 17-летним пареньком ушел служить в Советскую Армию. После нескольких месяцев подготовки в запасных полках направили на фронт, в действующую армию на 4-й Украинский фронт. Свое первое боевое крещение принял при форсировании Сиваша в феврале 1944 г. Занять плацдарм на Крымском полуострове было непросто. Переправу и дамбу немцы беспрепятственно обстреливали из артиллерии и бомбили день и ночь.
Крымская земля встретила нас неприветливо.
Растительности возле Сиваша никакой не было, кроме бурьяна, так что развести костер было нечем. Ни обогреться, ни посушиться. На весь плацдарм имелся всего один колодец, который немцы часто бомбили. Сосредоточив большое количество войск и боевой техники, наши войска под командованием маршала Советского Союза Толбухина 11 апреля прорвали оборону немцев и пошли в наступление. Освободили город Джанкой и Симферополь.
Под Севастополем немцы заняли оборону, и нам пришлось остановиться, чтобы подошли тыловые части и подкрепление. Наша дивизия заняла оборону на Мекензевых горах. 8 мая оборона противника была сломлена и наши войска с призывом: «Даешь Севастополь!» пошли в наступление, чтобы нанести последний удар по неприятелю. На подступах к Севастополю я был ранен. Будучи раненым, я все равно вошел в город. Много разрушенных городов я видел, но так, как был разрушен Севастополь… Город был полностью разбит. Немцы в Севастополе не задержались, их остатки дошли до мыса Херсонес, где ожидали транспортных судов, но суда по пути следования были потоплены нашей авиацией. Тогда многие немцы бросались со скал в море, им ничего не оставалось делать, это были эсесовцы и другие преступники. Основные немецкие части сдались, их было более 5700 солдат и офицеров. После освобождения Севастополя, а с ним и всего Крыма, мы вернулись на Мекензиевы горы и захоронили погибших однополчан в братскую могилу.
После освобождения Крыма наша армия была переброшена в Прибалтику на 1-й Прибалтийский фронт, командовал которым генерал армии Баграмян. Принимал участие в освобождении многих городов Латвии и Литвы. После окончания войны с Германией пришлось воевать на Востоке с Японией. С японцами воевать было легче, за три недели с небольшим мы с ними справились.
За участие в войне с Германией и Японией награжден правительственными наградами.
9 мая самый памятный день моей жизни, притом дважды - праздник Победы и день освобождения Севастополя 9 мая 1944 г. от немецко-фашистских захватчиков.
По материалам, предоставленным
Мотыгинским районным краеведческим музеем,
подготовил
Андрей Зенин.