Замечательный сибиряк из Новоангарска
Летом 1960 года среди работников Стрелковской геологоразведочной экспедиции (пос. Новоангарск) - любителей охоты активно обсуждалась статья одного из её работников, А.В. Вахмистрова, «Ружейный ремень» в журнале «Охота и охотничье хозяйство» (№ 3, 1960 г.).
Спорили-судачили как лучше носить ружьё на охоте. Речь шла о том, какой ремень более удобен как для ношения ружья, так и для быстрого выстрела по неожиданно появившейся цели. А. Вахмистров привёл в статье своё усовершенствование погона польского охотника Сулиговского (описанного в «Охотничьей газете» за 1928 г.) и для наглядности дал два чертежа и две фотографии. Сам автор утверждал, что испытав свой новый ремень на ходовой и лодочной охоте, он убедился в его преимуществе по сравнению с погонным ремнём обычного типа.
Внимательный читатель наверняка заметил вышеприведённое выражение Вахмистрова «на лодочной охоте». Это не случайно. Адольф Васильевич очень любил сибирские реки и плавание на них на разных лодках. Особенно полюбился ему с детства Енисей, а в зрелые годы у него родилась мечта проплыть по этой реке от истока до устья. Почти два десятка лет главным делом жизни Адольфа Вахмистрова стал сбор материалов по теме «Енисей в глазах людей различных эпох и народов» и лодочные походы по великой реке.
Но начало путешествиям Вахмистрова случилось на Ангаре. Именно в 1961 году он отправился из Новоангарска в первый поход на дюралевой лодке на Енисей. Процитируем об этом литератора Н.В. Димчевского: «От Кызыла его забросили самолётом вверх по одному из истоков Енисея, и оттуда он начал свой маршрут. Наиболее трудный участок начинается от устья реки Кемчик. Енисей прорывается здесь через Западный Саян. Полноводная река так сжимается скалами, что ширина её доходит до 70-100 метров. Енисей неистовствует в этой каменной щели… Вода там вздувается посредине гребнем, а по краям образуются глубокие крутящиеся воронки… Нашему смельчаку удалось вывести свою лодку точно на гребень, и он благополучно пролетел опасное место. Правда, он едва повернул к берегу, у него сбило о подводные камни нижнюю часть мотора «Москва». Единственное, о чём жалеет А. Вахмистров, – не было с ним напарника, чтобы сфотографировать лицо человека, проходящего порог».
Вернувшись из этого похода, Адольф Васильевич в получасовой передаче по экспедиционному радио «Говорит Новоангарск» поделился своими впечатлениями со слушателями. В дальнейших его планах были новые плавания по Енисею.
В мае 1980 г. Адольф Васильевич пишет своему знакомому в Игарке: «Енисей я исходил на лодках весь. Но вот самые первые 97 км от озера Кара-Балык, из которого он вытекает, и до водопада я не видел. До водопада же доходил на лодке. Выше водопада для лодок река недоступна, так как летит там кувырком. Пытался зайти в исток вдоль него. Но не вышло. Теперь пойду из Бурятии от посёлка Орлик через перевал в Саянах на оз. Кара-Балык, а от этого последнего спускаться на надувных плотах. Это плавание - настоящий слалом». С группой молодых спортсменов А. Вахмистров осуществил свою мечту!
Его по праву называют одним из известнейших красноярских краеведов, исследователей реки Енисей, собравшего уникальный архив по истории Красноярского края, библиотеку редких книг и интереснейших материалов. В Красноярском краевом государственном архиве имеется личный фонд замечательного сибиряка.
Достойным памятником геологу-буровику, участнику Великой Отечественной войны Адольфу Васильевичу Вахмистрову стал катер «Геолог Вахмистров» (типа «Ярославец») на Енисее, построенный на Красноярском судостроительном заводе. Как утверждают очевидцы, иногда этот катер проплывал рядом с катером того же типа «Геолог Глазырин», названным в честь первооткрывателя Горевского свинцово-цинкового месторождения в Мотыгинском районе, разведкой которого занималась Стрелковская геологоразведочная экспедиция.
Буровой разведке в Нижнем Приангарье А.В. Вахмистров отдал много лет своей жизни, работая также в Ангарской (пос. Мотыгино) и Северной (пос. Северо-Енисейск) геологоразведочных экспедициях и других партиях.
Результаты исследовательско-поисковой работы Адольфа Васильевича по теме потомков декабриста Мозгалевского авктивно использовал писатель Владимир Чивилихин в своём романе-эссе «Память». К другим собранным им материалам обращаются архивисты, учёные, журналисты, краеведы и туристы. Надо особо отметить, что всё это совершил человек в 1943 году (в 23 года!), после ожесточённых боёв потерявший своё здоровье настолько, что был снят с воинского учёта. Долгие годы мучительные боли преследовали его, и он рано ушёл из жизни. Но люди того поколения страстно хотели жить и творить для людей и своей Родины. Таким был и Адольф Васильевич Вахмистров. Его имя внесено в список геологов-первопроходцев Центральной Сибири.
Более полувека прошло с той публикации А.В. Вахмистрова, о которой сказано в начале заметки, но памятливые отечественные любители и профессиональные охотники на своём Всероссийском форуме в мае 2009 года (опубликовано в Интернете) наряду с другими вариантами обсуждали и рационализаторское предложение А. Вахмистрова для ружейного ремня. Один из участников форума заявил: «Видел такую систему у напарника на охоте. Очень удобно. Но ни разу не видел ни в одном магазине».
Владимир ЗАЛЕСОВ
г. Москва