Мои земляки - защитники Сталинграда
Второго февраля 2015 года исполняется 72 года со дня победного завершения Сталинградской битвы. Гигантское по масштабам сражение Великой Отечественной войны развернулось с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года на берегах Волги.
Сталинград был крупным узлом коммуникаций, связывающим центральные районы страны с Кавказом и Средней Азией. А Волга – важной транспортной артерией по доставке кавказской нефти. Для защиты города советским командованием был образован Сталинградский фронт во главе с маршалом С.К. Тимошенко. 28 июля 1942 года нарком обороны И.В. Сталин издал приказ № 227, известный больше под названием «Ни шагу назад». Для укрепления юго-западных подступов к Сталинграду был создан Юго-Восточный фронт под командованием А.И. Ерёменко.
19 августа 1942 года стало чёрной датой Сталинградской битвы: танковая группировка армии Паулюса прорвалась к Волге. Попытки уничтожить образованный войсками противника восьмикилометровый коридор успехом не увенчались. Сталинград подвергался жесточайшей бомбардировке немецкой авиации. Несколько сотен самолётов наносили удары по промышленным и жилым кварталам, превращая их в руины. Ожесточённые бои развернулись на Мамаевом Кургане. А немецкое командование продолжало наращивать силы на Сталинградском направлении. Началась беспримерная по мужеству и напряжённости борьба за город - самый страшный этап Сталинградской битвы.
Советским командованием был разработан план «Уран» по разгрому гитлеровцев под Сталинградом. 19 ноября 1942 года подразделения Юго-Западного и Донского фронтов, а 20 ноября и Сталинградского – с двух сторон обрушили на расположения немецких войск под командованием Бока тонны огненного металла. После прорыва вражеской обороны войска стали развивать наступление в оперативной глубине. Встреча советских фронтов произошла на пятый день наступления, 23 ноября 1942 года, в районе городов Калач и Советский. Теперь были созданы условия для полного разгрома окружённых войск. Операция по ликвидации получила условное название «Кольцо». Из 330 тысяч попавших в окружение гитлеровцев к январю 1943 года осталось не более 250 тысяч. 10 января 1943 года советские войска вступили в завершающую фазу разгрома немецких войск под Сталинградом. Прижатая к Волге и рассечённая на две части вражеская группировка вынуждена была сдаться.
В Сталинградской битве принимали участие солдаты, призванные на фронт из Мотыгинского (Удерейского) района. По имеющимся материалам краеведческого музея в этой исторической, переломившей исход Великой Отечественной войны битве, приняли участие 72 жителя Мотыгинского района, которые вернулись после войны домой. Но в действительности их было значительно больше, так как многие навечно остались на полях сражений.
Когда читаешь историческую хронику, смотришь фильмы о войне и, конкретно, о Сталинградской битве, то создаётся впечатление о том, что обеспечить победу, преодолеть, вынести на своих плечах такие трудности могли только люди с железной силой воли, настоящие герои. А когда познакомишься с ними лично, то оказывается, что это очень простые, скромные и порой немногословные люди.
Николай Лукич Адамчук был призван на фронт Удерейским райвоенкоматом вместе с моим отцом в августе 1941 года. Они вместе проходили обучение в г. Тюмени, но после школы их военные дороги разошлись, и Николай Лукич участвовал в защите Сталинграда. После войны они оба вернулись в Мотыгинский район. Николай Лукич работал в Мотыгино, а затем в Первомайске. В 70-е годы прошлого столетия накануне дня Победы в районном Доме культуры проходили встречи ветеранов. Я старался подсесть к ним, чтобы послушать их воспоминания о войне, но, как правило, воспоминаний не было, разговаривали лишь о житье-бытье.
Георгий Александрович Кордос, старший сержант, участник Сталинградской битвы, с фронта пришёл на костылях. Жители Мотыгинского района избрали его народным судьёй. Он долго трудился в этой должности, но потом пришли люди со специальным образованием, и он перешёл на другую работу. Но, где бы он не трудился, требовательность к себе и к людям были ему присущи всегда. Он был инвалидом, но это никак не повлияло на его страсть к рыбалке.
Николай Максимович Патрин после тяжёлого ранения в ногу был демобилизован. Это ранение не давало ему покоя всю оставшуюся жизнь. Долгое время, практически до выхода на заслуженный отдых, он работал начальником, инженером отдела труда и заработной платы Северо-Ангарского рудника, пока не переехал в г. Омск.
А вот Семёнов Иван Григорьевич, старший сержант гвардии, защищал Сталинград в небе. После войны он получил юридическое образование, окончил Иркутский институт и продолжил службу в Мотыгинском РОВД в должности следователя.
В жизни мне нередко приходилось общаться с ещё одним участником Сталин-градской битвы – Николаем Николаевичем Усаниным. Работая инструктором райкома партии, он часто выступал в клубах, в цехах, учреждениях с лекциями на различные жизненно важные темы. С большим интересом слушали его лекции о международном положении. Затем Николай Николаевич работал инженером в Удерейском химлесхозе.
Вспоминаю Ивана Ивановича Фаренкова. После фронта он продолжил службу в армии. В нашем районе, уже будучи майором, он был заместителем райвоенкома. Иван Иванович относился к призывникам с присущей ему требовательностью и строгостью, но в то же время с чувством глубокого уважения. Он по отечески сопровождал их на сборный пункт в г. Красноярск.
Многие жители района помнят Лидию Ильиничну Черепанову, женщину, прошедшую через ужасы войны, через ад Сталинградской битвы. Но это не сделало её чёрствой и жестокой, она всегда была приветливой и доброжелательной, очень корректной и внимательной к людям.
После войны она продолжила обучение на ветеринарном факультете сельскохозяйственного института после его окончания по направлению приехала в наш район, где её назначили главным ветврачом района. В то время в районе было больше десятка сельхозпредприятий, колхозов, совхозов. Каждое из них имело лошадей, крупный рогатый скот, свиней, птиц.
Большинство предприятий, таких как АГРЭ, учреждения торговли, даже школы, больницы, детсады, госучреждения имели в своём хозяйстве лошадей и, в зависимости от потребности, даже не по одному десятку голов. И всё это многотысячное поголовье требовало плановых прививок, борьбы с болезнями и падежом. Территория действия – весь район, а транспорт, в лучшем случае, - конные сани или телега, а нередко и пешком приходилось идти в зной и в стужу, в дождь или вьюгу.
Кроме этого, Лидия Ильинична принимала самое активное участие в общественной жизни, возглавляла или была членом многих комиссий. Достаточно сказать о том, что она 15 лет была председателем родительского комитета школы.
Хочу вспомнить ещё об одном участнике Сталинградской битвы – Иване Петровиче Черепове, который внес большой вклад в развитие авиатранспорта в районе. Раньше лётное поле аэропорта располагалось на острове Осиновом, который напротив Мотыгино. Это создавало большие неудобства для пассажиров. Надо было на лодке переплавляться через протоку, потом пустили маленький катерок, а осенью и весной, в период ледостава и ледохода, самолёты пассажиров не возили, лишь иногда почту сбрасывали с самолёта на поляну в Заречье.
И вот было принято решение строить взлётную полосу и здание аэропорта на восток от Мотыгино, то есть там, где аэропорт расположен сейчас. Не без участия Ивана Петровича взлётная полоса «оделась» в бетон, и стали летать к нам современные, по тем временам, самолёты. Сначала это были Ил-14, а затем Ан-24 и Як-40. Согласно расписанию, ежедневно в Красноярск выполнялось пять рейсов и свободных мест практически не было. Кроме этого, самолёты Як-12, а и потом Ан-2 летали во все посёлки района.
В народе говорят о том, что человек живёт, пока о нём помнят. Так пусть память об этих людях будет бесконечно долгой.
Валерий Степовой,
научный сотрудник районного
краеведческого музея