Татарка - деревня ссыльных
Дорогим землякам посвящается
(Окончание. Начало в №№ 34, 35, 48)
Лет семь наши родители жили в семье Никифоровых. Моя сестра Нина родилась в 1942 году, отец ушел на фронт, откуда вернулся инвалидом. Я родилась в 1945 году. В доме случился пожар, которого я не помню. Дед и бабушка с младшими детьми Полиной и Василием переехали в избу рядом, а нашу семью поселили на другом краю деревни в четырехквартирном бараке, где в 1949 году родился мой брат Николай, и вскоре мы переехали в дом в центре деревни.
Дом стоял на пригорке, из окна открывался величавый вид на Ангару – главная гордость нашей избы. В этом доме в 1951 году родилась Елена, в 1953 году - Вера, в 1957 году – младшие сестры Римма и Раиса. Маме вручили ордена «Материнская слава» II и III степеней.
Отец был человеком умным, начитанным, он был прекрасным пчеловодом, в молодые годы работал продавцом, умел делать всю крестьянскую работу, очень красиво и грамотно писал. К нему часто обращались односельчане с просьбой написать, оформить какие-либо документы. В 12 лет, потеряв в голодные годы родителей, сестер, братьев (в их семье было 11 детей), он был сломлен. А в войну у него погибли последние родные: братья Андрей и Александр. Отец, прошедший сталинградскую мясорубку, все ужасы войны и вернувшийся с нее инвалидом второй группы, начал пить.
Это было большим горем для всей нашей семьи, писать об этом трудно. Без сомнения, отец любил нас, своих детей, но вся забота и работа, чтобы поднять семерых ребятишек, лежала на маме Прасковье Иннокентьевне. Безмерна любовь и благодарность к ней. Кроме этого, наша бабушка до последних дней своих была для мамы и нас опорой. Мама наша надорвала здоровье и рано ушла из жизни.
Великая Отечественная
Маленькой деревне было всего десять лет, когда нагрянула война. В трудармию ушли все мужчины непризывного возраста и девушки. Из девушек только четверых оставили в помощь старикам и женщинам – кормить армию и сохранять колхоз. Непосильной была их работа.
Все-таки власть оценила труд репрессированных в годы войны. В 1947 году была ликвидирована комендатура, работа односельчан была отмечена правительством. Так, наша мама Прасковья Иннокентьевна награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». А было ей к началу войны лишь двадцать лет, на руках была маленькая дочь Нина. Этой же медалью награждены Тихонова-Нестерова Лидия Яковлевн а, Тихонова-Пакулова Прасковья Георгиевна, совсем юная в те годы Филиппова Антонина Иосифовна. Награжден орденом Ленина в том же 1947 году за рекорд на лесоповале один из братьев Лапшаковых. К сожалению, не удалось установить имена других награжденных за труд в годы войны.
С мужчин и парней призывного возраста был снят ярлык «врагов народа», и они ушли на фронт. Воевали также самоотверженно, как и работали в колхозе, мало кому посчастливилось вернуться домой.
Послевоенные годы
После войны деревня обезлюдила. Только благодаря добросовестному труду всех, кто мог работать, где-то до середины 50-х годов хозяйство оставалось еще достаточно крепким, рентабельным. Выполнялся план по сдаче зерна, мяса, молока. На полях работали тракторы, сеялки, косилки, одним летом даже грузовик появился в деревне: вывозил хлеб с дальних полей к берегу Ангары на погрузку.
На время уборки урожая из Мотыгино приезжала на подмогу молодежь, «мобилизованные» - так их называли. В деревне до 11 часов вечера горели электрические лампочки, вырабатывал энергию движок. В эти годы прислали в колхоз агронома: молодую женщину, муж которой работал завклубом, «избачом», как говорили.
Клуб, отремонтированный после пожара дом, где раньше жили семьи Кабановых и Никифоровых, был достаточно вместительным. Здесь собиралась вся деревня в праздники посмотреть пьесы, которые ставили школьники и молодежь. Однажды даже «Ревизора» Гоголя показали. Изредка летом и по зимней дороге привозили фильмы, раз в полгода меняли в деревенской библиотеке книги.
Большой деревянный шкаф с книгами помещался на сцене, и через полгода привозили новую партию книг: зимой - на лошади, летом - на попутном катере. В избах появились большие черные «тарелки» - радио. Но людские потери 1930-1945 годов невосполнимы. Старились, болели, не могли уже работать в колхозе те, кто приехали на ангарский берег взрослыми и прошли через страшные годы.
Рабочих рук не хватало, менялись председатели колхоза: Матвеев, Гилевич, Губанов. Все - присланные из района, не местные. Колхоз медленно разваливался. В это время происходило укрупнение колхозов, и «Труженик» стал малой частью большого хозяйства, подсобным, как говорили в деревне.
Не имея паспортов, перспектив для жизни и образования детей, оторванные во время ледохода и ледостава от всего мира, односельчане стали разъезжаться: кто - к родным, кто - в близлежащие поселки. Уезжали без паспортов, попросту убегали. Особенно много односельчан выехало из Татарки в 50-е годы и в начале 60-х. Наша семья Шадриных и Лукьяновы переехали из Татарки в июне 1964 года в Усть-Ангарск, который иначе называют Рудником. В деревне оставалась свиноферма, скотный двор, конюшня. Люди снова жили при лампах. Последними жителями Татарки из ссыльных были семьи Никифоровых, Бронниковой Евгении Петровны и ее мужа Оленицкого, Савины, Никитины. В эти годы в деревню уже приехали первые семьи староверов с Ангары, а в 80-е они уже полностью заселили Татарку.
День сегодняшний
Сегодня в Татарке живут староверы. Кто в сохранившихся старых домах, некоторые – в заново отстроенных, покрытых шифером. Переселенцы нарушили стройную татарскую улицу, на месте которой теперь сараи, бани, сеновалы, дровяники-хутора.
Трудно узнать прежнюю родную улицу, даже речка Татарка из светлейшей, чистой превратилась в грязный поток, размывший когда-то красивый остров, делящий ее устье на два крыла: в верховьях моют золото, так говорят знающие люди. Потихоньку лес подступает к верхним домам и огородам. Но мы благодарны староверам, новым жителям Татарки, что нашу деревню миновала участь тысяч брошенных российских сел, где кружит дикое воронье. Пусть счастливо живут здесь работящие староверы, растут их дети, в месте, где по-прежнему течет красавица-Ангара, и память сердца навечно привязана к этим местам, соединивших моих односельчан крепкими узами.
Ну, а мы благодарны старшему поколению, научившему нас жизненной стойкости, выносливости, благодарны за то, что все-таки испытали счастье бытия на этой многострадальной земле.
Надежда ЛЯЛИНА
г. Сосновоборск