«Тойво» - значит «надежда»
(к 95-летию Т.В. Ряннеля)
Я сибиряк, рождён в России,
Отмеченный в её судьбе...
Т. Ряннель
Имя Тойво Васильевича Ряннеля известно на весь мир, а его работы называют культурным наследием России. Финн по происхождению, он почти всю свою жизнь провел в Сибири. Так уж сложилось, что Сибирь стала для него не только второй родиной, но и неиссякаемым источником творческого вдохновения. Какие бы драмы не подстерегали его, никогда не терял оптимизма, надежды. Не случайно, наверное, имя «Тойво» в переводе на русский язык означает «надежда». И так сильно полюбил сибирские просторы, что сумел передать эти чувства каждому, кто видел его картины или читал стихи.
Родился Т.В. Ряннель 25 октября 1921 года в д. Тозерово Ленинградской области в крестьянской семье. Светлый новый дом, построенный отцом, находился за околицей деревни среди узких полей, березово-осиновых перелесков. От моря, которое просматривалось между вершин темных елей, доносился гул прибоя. Отсюда и глубокие духовные связи с природой, проявившиеся впоследствии в живописи художника.
Развитию детского воображения помогала и творческая атмосфера в семье. «В свободное время, - вспоминает Тойво Васильевич, - отец вырезал нам игрушки из дерева - то были коровы, кони, кричащие петухи и другие поделки», хорошо рисовал старший брат Эйно, первые уроки Тойво получил у него.
Всю жизнь хранил Тойво Васильевич в своей душе воспоминания о самых ранних впечатлениях, побудивших в нем жажду творчества: морозный вечер на лесной заимке на берегу Ладоги, заяц заглядывает в окно, и пятилетний Тойво торопливо рисует этого зайца.
В книге «Мой черный ангел» он вспоминает о счастливых годах раннего детства, омраченных внезапным изгнанием всей семьи из родных мест.
Тойво Васильевич прожил трудную, но счастливую жизнь. Волей судьбы, оказавшись в золотопромышленном Удерейском районе Красноярского края, несмотря на жизнь спецпереселенца, полную горечи, тревог и забот, 10-летний Тойво сразу же полюбил бескорыстных сибиряков. Эту любовь он сохранил на всю жизнь.
«После переезда в Сибирь нам приходилось непросто. Я одного за другим терял братьев - кто-то умер от жестокого гриппа, кто-то - от скарлатины. Каждый из нас знал, что должен принести в дом свой кусок хлеба. Я вставал раньше всех, шел с удочкой на реку, и к тому моменту, когда отец просыпался, чтобы идти на работу, на сковородке лежала свежепойманная рыба. Если рыбы не было - я копал в лесу корни, черемшу в тайге собирал».
Рос, воспитывался и трудился Тойво в рабочей среде, в бригаде строителей он занимал «должность» помощника повара. Хотя обязанности были несложными - носить дрова, воду, чистить картошку, мыть посуду, - работать приходилось наравне со взрослыми.
В свободные часы рисовал все, что видел вокруг, на обрывках бумаги, на обертках и газетах: корявые лиственницы, рабочих с тачками, лошадей и двуколки-самосвалы.
Мечта стать настоящим художников «не давала спать». На школьном конкурсе рисунков по мотивам пушкинских стихотворений Ряннель получил первую премию – однотомник великого поэта, а на краевой выставке детского творчества он был удостоин первой премии за картину «Папанинская льдина».
15-летним юношей Тойво посчастливилось побывать на экскурсии в Москве, организованной для отличников Южно-Енисейской школы. Третьяковка потрясла его. «Многие картины я знал, - рассказывает художник, - по книгам, репродукциям и открыткам, которыми нас всех щедро снабжали прекрасные учителя рисования. Но то, что я увидел в залах, было выше человеческих возможностей - и «Девятый вал», и «Утро в сосновом лесу», и «Над вечным покоем», и «Иван Грозный», и «Три богатыря», и «Тройка» Перова, и непостижимое «Явление Христа народу» А. Иванова. Я был подавлен и раздавлен. Я брел под вечер по длинным улицам Москвы в хвосте нашей группы молчаливый и задумчивый. Николай Алексеевич, директор школы, понял мое состояние и утешал - купим краски и тебе, и всем рисующим ребятам, - не сразу Москва строилась, окончишь школу - в Академию пошлем».
Статус спецпереселенца не позволил Ряннелю поступить в Академию художеств в Ленинграде. Он получил разрешение на учебу в Омском художественном училище, окончить который ему не дала Великая Отечественная война. В годы войны сотни километров он прошёл таежными тропами с геодезической партией «Золоторазведка». И везде рядом с ним были не только профессиональный инструмент буссоль, но и этюдник. Каждый день, соприкасаясь с природой, Тойво находил время, чтобы запечатлеть увиденное в рисунках карандашом, писать акварелью.
Ему было 25 лет, когда он, неизвестный художник из глухой Удерейской тайги, привёз свои полотна в 1946 году на выставку в Красноярск, посвящённую В. И. Сурикову. Особенно дорого было для Тойво услышать одобрение от ученика Сурикова Дмитрия Иннокентьевича Каратанова. Они стали добрыми друзьями.
Приобрели известность серии лирических пейзажей и натурных этюдов, воспевающих красоты сибирской природы.
«Если бы у меня была необходимость молиться, я молился бы в тайге, и музыку тоже слушал бы в тайге. Тайга снимает с души нагар эгоизма и скупости, и я чувствую необходимость поделиться радостным грузом красоты, который мне так щедро подарила тайга», – делится своими ощущениями природы художник.
О своих работах Тойво Васильевич говорит: «Создавая пейзажи, я брал за основу сюжеты, которые отражают порывы души человека…, притчи и легенды - не зря же они выжили века в душе и памяти народной, значит, это непреходящие вечные темы».
Художественной летописью освоения таёжных земель стали «Горные кедры» и «Рождение Енисея», «Угрюм-река» и «Тропа великанов», «Сердце Саян» и «Пик Грандиозный» и многие другие.
Персональные выставки произведений Т. Ряннеля, начиная с 1965 года, проходили в Омске, Барнауле, Новосибирске, Москве, Краснодаре, Ставрополе, Нальчике и Грозном.
Гражданская реабилитация художника произошла лишь в 1993 г. В 1995 г. состоялась его репатриация на историческую родину предков - в Финляндию.
Тойво Васильевич был одарён ещё одним даром - даром рассказчика, он являлся прекрасным писателем и замечательным поэтом. Его стихи переложены на музыку, они звучат в исполнении бардов.
Публикации в поэтических сборниках и журналах начались с 1948 г. Эссе о художнике Д. И. Каратанове опубликовано в 1949 г., альбом-очерк «Улугхем-Енисей-Ионесси» вышел в 1969 г. В издательстве «Платина» вышло несколько книг прозы: «Мой черный ангел» и «Незваный гость». Издано шесть поэтических сборников: «Капля в море», «Сверкнула пламенем Жар-птица», «Горные кедры», «В кругу друзей», «Тропа через век», «По перламутру белых рос».
В последние годы жизни автор показал ряд своих выставок в Словении, Англии, Швеции, Норвегии, Франции, Санкт-Петербурге и разных городах Финляндии. В собраниях многих художественных музеев России, в том числе в Красноярской художественной галерее около ста работ, и в частных коллекциях Японии, Китая, США, Франции, Германии, ЮАР, Швеции и Финляндии имеются картины русско-финского художника.
В читальном зале Межпоселенческой центральной библиотеки работает книжная выставка «Земли родной талант и вдохновенье», посвященная жизни и творчеству Тойво Ряннеля – художника, поэта и писателя.
Ирина МАЗУРОВА,
библиограф МЦБ