Вернуть нельзя, забыть невозможно
(Слева направо) Н.С Бударов, Е.Г. Колпакова, Н.В. Ундуск
Исторически сложилось так, что Удерейский (Мотыгинский) район издавна стал местом, где природа спрятала в своих кладовых запасы драгоценного металла. Добывать их в 19 веке ринулись многие золотоискатели. Они-то и создали множество поселочков с самыми разными названиями.
Многие из них впоследствии исчезли и унесли с собой тайну их возникновения, а другие просуществовали до 20 века и далее, их зафиксировали в документах, записали воспоминания старожилов. Однако самому большому возникновению поселений способствовали массовые репрессивные переселения людей из разных концов страны, начиная с 40-х годов 20 века.
Только в 1954 году насчитывалось до 70 мест обитания людей.
Например, в Южно-Енисейском поссовете были такие поселения: зимовье Удоронги, Бабушкина Гора, Верхне-Александровский, Уронга, Мамон, зимовье Ишимба и другие.
В Кировском сельсовете: поселок им. Кирова, Чинеуль, Устье Удерея, Фактория, Вершина Каменки, Ишимба, Вениаминовский.
В Шаарганском сельсовете: поселки Шаарган, Петропавловский, Копьевский, Удерейский, Степановский, Сократовский, Тальский.
В Партизанском сельсовете: поселки Партизанский, Прокопьевский, Николаевский, Алымовский, Боровой, Березовый, Крошечный, Талый, зимовье Татарка, Пенченга.
В Переходнинском сельсовете: поселки Переходный и Тюрепино.
В Раздолинском поссовете: поселки Попутный, Асташевский, 35 пикет, Нижне-Ангарск, участки.
В Мотыгинском сельсовете: Бельск, участок совхоза «Решающий», Гребень.
В Пашинском сельсовете: деревни Зайцево, Верхотурово, Бык, поселки Листвяжный, Кокуй, Ямный.
В Рыбинском сельсовете: деревни Сметанино, Денисова, Пашино, поселки Мурожный, Ивановка, Стройплощадка.
В Слюдрудничном сельсовете: поселки Камень, совхоз «Тасеевец», зимовье Михалева,Тасеевский Рейд, Бурный, Мурожная шивера, деревни Кандаки, Кандаки Подкаменной.
В Кулаковском сельсовете: деревни Кулакова, Алешкина шивера, острова Карточный, Погромный, Новосельцев.
Можно только представить, сколько здесь насчитывалось жителей – доходило порой до 50 тысяч человек
В силу своей труднодоступности район стал удобным местом для того, чтобы ссылать сюда тех, кто попал в мясорубку политических событий или совершил реальное преступление.
Но это все в прошлом. Тем не менее, потомки живших здесь переселенцев и сосланных достойны памяти, ведь благодаря им наш район стал «открытой книгой» в геологическом плане для государства, и является в настоящее время одним из флагманов промышленности всего Красноярского края.
И, наверное, иногда надо углубиться в историю, чтобы помнить свои корни, знать малую родину, чтобы не забывать о большом Отечестве.
В Раздолинской школе решили начать восстановление памяти о канувших в лету поселениях. Собравшиеся гости в школьном музее за «круглым столом» 10 марта как раз об этом и говорили. И не только об этом.
Раритет Раздолинского школьного музея
РОДИНУ НЕ ВЫБИРАЮТ
Как справедливо заметил Николай Сергеевич БУДАРОВ, исчезнувшие поселки не означают отсутствие памяти, РОДИНА ведь в сердцах осталась навсегда.
Иван Геннадьевич ТУРИЦЫН, преподаватель географии Раздолинской школы, зачитал концепцию инициативы «Малая родина», которая призвана начать благородное дело по сохранению исторических вех района.
Что мы называем «малой родиной»?
Тот уголок, который стал дорог, к которому в памяти человек обращается в минуты радости и горя, который до самой старости живет в нем как неиссякаемый родник силы, любви и жизни.
Очень важно сегодня стало не только любить свою малую родину, но и знать ее историю, традиции, обычаи и даже топонимику (происхождение названия). Понятие «родина» для каждого разное и об этом - в стихотворении Степана Владимирова «Что мы Родиной зовём».
Что мы родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём.
Перелески, вдоль которых
летом с мамой мы идём.
Что мы родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
тёплый вечер за окном.
Что мы родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим –
флаг России над Кремлём.
Действительно, слово «родина» очень обширно. И озвученная инициатива призвана привлечь жителей уважать свои корни, понять свою ответственность за сохранение исторической памяти. Раздолинцы предлагают начать в школе привлекать учеников к написанию научно-исследовательских работ, например, «Изучение топонимики поселений», «Изучение мест полезных ископаемых района», «Изучение миграционных потоков» (экономическая география).
О другой теме «Вернуть нельзя, забыть невозможно», которая была озвучена на заседании, рассказала Елена Григорьевна КОЛПАКОВА, она работает фельдшером в Раздолинской больнице и является активным общественником.
ДАТЫ
Она напомнила, что 2017 год ознаменован многими юбилейными событиями в истории нашей малой родины.
Например, 1837 год – открытие золотых россыпей на ручье Петропавловском - притоке Удерея.
В 1932 году начал издаваться «Удерейский рабочий».
В 1952 году введено в эксплуатацию здание Раздолинской больницы.
В 1962 году район был переименован из Удерейского в Мотыгинский.
В 2002 году был открыт памятник белорусскому писателю Б. Микуличу в Машуковке.
В 1977 году Раздолинская школа в нынешнем здании приняла первых учеников.
А памятный до сих пор всем 1937 год занимает особенную страницу в печальных датах не только района, но и всей страны. Это год, когда начались массовые репрессии. Для Сибири это стало даже некоторым толчком к развитию, ведь репрессированные несли сюда свою культуру, знания, умения. Многие из ссыльных оставили значительный след в районе.
За что им поклон! И раздолинцы решили в благодарность людям, давшим столько много для района, работавшим здесь сверх человеческих сил, поставить памятную доску. И они надеются, что их поддержат как глава поселка Раздолинска, так и районная власть, спонсоры.
Уже началась работа по сбору воспоминаний соотечественников в соцсетях в группе «Енисейский кряж».
Возникает риторический вопрос: почему люди хотят увековечить память о своих поселках? Наверное, потому, что жить без знания своего прошлого невозможно.
Люди пишут свои воспоминания и хотят, чтобы они где-то остались, передались нынешнему поколению.
Рассказывает об этом директор Раздолинской школы Римма Владимировна КИРИЛЛОВА.
Например, Валентина Михайличенко из Орджоникидзе вспоминает, что в поселке «35 пикет» жили 20 семей (фамилии перечисляет), была школа, учились в ней 8 учеников.
Александра Григорьевна Чуруксаева вспоминает, что в то давнее время даже в самом маленьком поселочке в первую очередь открывали школу, медпункты, клубы.
Дополняет рассказы Е.Г. Колпакова. Школы были везде – в маленьком Мамоне, в поселке Бабушкина Гора. В то время, когда людская жизнь для правительства не стоила ничего, на местах медицину и школу «вели к людям».
В 1941-1942 году, во время войны, например, несмотря на тяжелое положение в стране, находились средства для поощрения лучших учеников школ, им выделяли книги, чулки, майки, отрезы на костюмы, платья. Недавно раздолинские школьники с большим интересом приходили в музей и проникались историей.
Римма Владимировна говорила о том, что те люди, которые жили долгие годы в ссылке, сохранили теплые воспоминания о людях, с которыми они здесь жили, учились, работали. Они иногда возвращаются сюда, чтобы вспомнить свое время, поддерживают связь с районом. Недавно были в гостях Никита Виноградов из Санкт-Петербурга, семья Корнелиусов из Прибалтики.
КАРТА
По инициативе главы района А.В. Храмцова была создана рабочая группа по созданию интерактивной карты Мотыгинского района. Одним из членов группы, как сказал сотрудник Мотыгинского краеведческого музея Валерий Павлович СТЕПОВОЙ, является Виктор Иоганнович АНОНЕН. Он уже составил карту приисков (около 50 точек), в которых занимались золотодобычей, и нанес их на географическую карту района. Карта была показана в документальном фильме «Золото Удерейской тайги» в рубрике краевого ТВ «Край без окраин».
Затем с главой поселка Раздолинса А.Н. ЯКИМЧУКОМ, тоже приглашенным за «круглый стол», обсудили, как лучше обустроить место памятного парка в Раздолинске.
Этому рукодельному полотну больше 100 лет
КАК ЖИЛИ
Участники «круглого стола», конечно, не могли обойтись без воспоминаний.
Они касались тех поселков, которых уже нет, и их достопримечательностей.
В поселке Усово в клубном зрительном зале висела очень примечательная декоративная люстра, филигранно выполненная из дерева. И поражала всех тонким орнаментом. К сожалению, автор ее неизвестен.
Кстати, в поселках были фотографы, которые запечатлевали события. В Усово был фотограф, на прииске Центральном фотографией занимался доктор Бухгольц (умер в 1972 г.).
Был в районе известен замечательный терапевт Сергей Петрович Канделаки, тоже сосланный. Одно время он был главным врачом в больнице Мотыгино. После амнистии уехал в Грузию.
Замечательные слова о канувших поселках прочитала Е.Г. Колпакова:
Удерейские поселки –
словно с лиственниц иголки,
То роились на ветвях,
то растаяли, как прах.
Вот не стало Шааргана,
многим он – живая рана.
Партизанск пока стоит,
будто всеми позабыт.
Кировск, Чикирей, Мамон,
Лизаветка, Скородум,
Крошечный, Кокуй, Широкий
канули в каньон глубокий.
Каждый год уносит время в память для
истории седой, географии людской.
Асташовский, Переходный –
золотая кутерьма.
Были люди, были скверы.
Вера лишь теперь одна.
Но мы вас еще увидим
и пройдёмся не спеша.
Вспомним детство, вспомним юность,
Как велит нам всем душа.
Вспоминает В.П. Степовой. Совсем недавно они с Александром Леонтьевичем Черепановым беседовали в прошлом, он с 50-х годов работал в райкоме партии. Тот рассказал, что здание исполкома райсовета, а также райкома партии в Мотыгино (ныне здание детской музыкальной школы и Центра внешкольной работы), а также здание военкомата в 1954 году по приказу первого секретаря Южно-Енисейского райкома партии Кудрявцева перевезли из Усово.
Интересна история еще одного здания в Мотыгино. Второй этаж двухэтажного здания конторы МУТП «Ангара» - это перевезенная из поселка Попутного школа.
Вспомнили о том, как не только работали на износ люди, но и чем питались. Елена Григорьевна высказала такую мысль, что памятник надо поставить нашей саранке, которая спасала не только в 30-е голодные годы и во время войны.
Мотыгинский музей сейчас работает над историей райцентра. Собирают материал, используя воспоминания. Е.Г. Колпакова собирает фотографии старых приисков, и каждый житель, кто что-то имеет в архиве, может помочь в этом.
Несколько интересных случаев вспомнили из жизни старожилов, известные в районе фамилии и судьбы людей.
ИЗ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ
Конечно, прошлый век для нас пока – новейшая история, и, тем не менее, она интересна. Например, в городе Липецке есть Ангарская улица. А возникла она в 1976 году, когда по инициативе бывшего тогда депутата Госдумы Долгих был создан кооператив и для переселения северян там строили дома. На улице поселились жители из Кулаково, Раздолинска, Мотыгино и других поселков.
Р.В. Кириллова принесла брошюру с постановлениями районного комитета КПСС и исполкома райсовета Красноярского края за 1967 год, в которой есть интересные моменты по планам строительства школ в районе.
Исторический документ гласит: завершить строительство Зайцевской школы на 60 мест, Кулаковской школы на 320 мест, провести строительство школы на 320 мест в поселке Машуковке, на 240 мест в поселке Кирсантьево, завершить строительство школы на 320 мест в поселке Мотыгино в 1969 году, провести капитальный ремонт Южно-Енисейской школы с переводом на центральное водяное отопление с 1967 по 1969 годы (ремонтный участок Северо-Ангарского горно-металлургического комбината), разрешить вопрос со строительством Партизанской школы на 320 мест, завершить строительство начальной школы на 180 мест в поселке Мотыгино, в поселке Орджоникидзе, обеспечить перевод на центральное отопление 8-летних школ в Кировске и Слюдруднике.
Нынешняя школа в Раздолинске строилась всем миром. Каждому цеху САГМК и многим другим организациям давалось задание, и они вносили свой вклад в стройку.
Причем вспомнили о том, что все хозяйственные работы лежали на плечах управления образования, школы занимались только учебно-воспитательной работой.
Не обошли стороной и то, как работали раньше, например, в химлесхозах. Это специфический тяжелый труд на добывании живицы (смолы сосны) в химлесхозах. Скипидар и смола шли для использования в оборонной, автомобильной промышленности, в фармацевтике и многих других отраслях хозяйства. В Красноярске работал канифольный завод, который живицу перерабатывал в канифоль.
Ангарская сосна – самое нужное дерево для этого. На стволе делали несколько треугольных зарубок специальным железным приспособлением хаком, подставляли воронку, и смола стекала в емкость. Затем ее переливали в бочки и так отправляли на завод по переработке. Живицу добывали и мужчины, и женщины. В одно время в год добывали до 460 тонн живицы.
Химлесхозы (Удерейский и Орджоникидзевский) в нашем районе начали работать с 60-х годов. И не разрешалось использовать дерево в строительстве, если оно было неподсочено. То есть, только когда из дерева удаляли смолу, ее отдавали на пиломатериал. Понятно, что дома из подсоченных деревьев могли служить недолго, ведь смола – это укрепляющий и дезинфицирующий состав для древесины.
До недавнего времени в Раздолинске был шахтный спуск, который вел от места, где расположена кислородная станция, под речкой Рыбной и с выходом на той стороне справа от завода. Туда даже водили школьников на экскурсию, чтобы показать, как добывали сурьму, которая использовалась в оборонной промышленности. Внизу в шахте в 1962 году даже жили лошади, чтобы вертеть ворот для спуска клети. Во время войны при изготовлении танка Т-34 его бронебойность увеличивали за счет присадки в сталь Раздолинской сурьмы.
Своими воспоминаниями поделился старожил района Николай Владимирович УНДУСК, который родился в Усово.
Вспомнили и о том, что люди многих национальностей были невольно объединены на ангарской земле. И некоторые эти связи до сих пор неразрывны.
«Круглый стол» в Раздолинском школьном музее – это первый большой шаг в составлении общей интерактивной карты района, чтобы сохранить память для тех, кто идет за нами, чтобы не потерять связующую нить поколений. Мы не можем повернуть историю, но и забыть ее тоже невозможно.
Наталья МОРОЗОВА