Маленькие герои большой войны
Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паёк. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон.
Дети жили мирной счастливой жизнью, ходили в школу, детский сад, играли в песочнице, ругались и снова мирились. Папа и мамы были рядом.
В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась невиданная доселе война. Война поставила ребёнка на одну ступень со взрослыми, и дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу, помогали своей стране выжить. Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили. В годы войны много детей пришло на заводы. Одни пришли по желанию быть полезным Родине в тяжёлую минуту, других пригнала нужда: отцы-кормильцы воевали, надо было поддержать семью. На многих заводах принимали рабочих с 11 лет. Все эти детишки делали по полторы-две нормы. Как им это удавалось, они и теперь не знают.
Из воспоминаний: «Всегда хотелось есть. Очень хотелось спать. Проверяю детали, а сон снится прямо на рабочем месте».
Гитлеровское руководство с тупой педантичностью истребляло мирное население на всей оккупированной территории Советского Союза. Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам.
Тяжелая доля выпала детям, попавшим в концлагеря. Голод, избиения, испытания, пытки, медицинские эксперименты -
вот что их там ждало. Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей. Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью. Наши войска освободили детей Саласпилса в 1944 году.
Вставали плечом к плечу маленькие защитники и на фронте. Рядом с опытными солдатами сражались и дети. Валя Котик, пионер из украинского города Шепетовки, в 11 лет стал подпольщиком. Он распространял листовки, добывал оружие, гранатой уничтожил группу офицеров жандармерии. Ленинградскую пионерку Зину Портнову война застала в Белоруссии. Она стала членом подпольной комсомольской организации «Юные мстители» в г. Оболи Витебской области. Поступив на работу в офицерскую столовую, Зина передавала партизанам через сестрёнку ценные сведения. Лёня Голиков стал партизаном в 1941 году. Он участвовал в 26 боевых операциях. Лёня вёл разведку, взрывал с товарищами мосты, уничтожил 78 фашистов. Марат Казей родился в белорусской деревне Станьково. Его мать фашисты повесили за связь с партизанами. Марат стал разведчиком партизанской бригады. Однажды бригада была окружена эсэсовцами, но мальчик сумел пробраться к партизанам соседней бригады, и они помогли выйти из окружения. В мае 1944 года Марат попал в засаду. Он стрелял до последнего патрона, а потом подорвал себя и врагов гранатой.
Ещё и сегодня в некоторых странах продолжаются войны и гибнут дети. Мы не должны забывать об этом.
Нам хочется верить, что придет время, когда детям не надо будет переживать ужасы, которые обрушивает на них война. Самое большее, что мы можем сделать в благодарность, - это сохранить в памяти историю наших дедушек и бабушек, передавая её из поколения в поколение.
Ирина Узельдингер,
педагог дополнительного образования
Раздолинской СОШ