Учителя военных лет
Свой рассказ я посвящаю 9 Мая - Дню Победы и учителям военных лет
9 Мая – праздник необычный. Всякий праздник – это, прежде всего, радость, веселье, смех. Радость этого праздника переплетается с горем, смех – со слезами, праздничные букеты соседствуют с траурными венками. Свой рассказ я также посвящаю юбилею Первомайской средней школы. В этом году ей исполнится 60 лет, 10 октября 1954 года школьные двери были открыты для первых учеников.
В 1966 году мы с ребятами решили собирать материал об истории школы. Нам особенно хотелось узнать о первых школах на территории нашего сельского Совета, об учителях военных лет.
Начали мы свой «поход» с директора школы – Николая Николаевича Качинского, который начал работать в школах Мотыгинского района с 1933 года. В 1942 году он ушел на фронт, заслужил много медалей и орденов, а после войны снова возвратился в школу. Много труда и здоровья отдал он своему любимому делу.
Валентина Петровна Сухина (Уколова) работала в Слюдрудничной семилетней школе с 1942 года. Она рассказывала: «Работать приходилось в трудных условиях. Тетрадей не хватало, писали на книжках при керосиновой лампе. Летом учителя и ученики работали, косили сено. В Слюдруднике во время войны был детский дом, при нем – огород, хозяйство, в котором держали коров. Дети сами везде работали.
Лилия Владимировна Брум работала в школах Мотыгинского района в годы войны. В Первомайск она приехала в 1949 году. Она рассказывала: «В годы войны было очень трудно учить и учиться. Писали деревянными ручками, в школе было так холодно, что у ребят застывали чернила. Каждый кусочек бумаги был дорог, а если ребятам давали в подарок тетради, то это был очень ценный подарок. Несмотря на тяжелые условия, ученики учились хорошо».
Некоторые учителя тогда уже не работали в нашей школе. Мы узнали адреса и написали им письма. Была большая радость, когда получили первое письмо от Александры Иосифовны Ивачевой. Молодая учительница работала в поселке Кондаки во время войны. Мужчины – на фронте, в поселке и колхозе – одни старики, женщины и дети. Приходилось работать не только в школе, но и в колхозе. В ее окно летом часто раздавался стук и чей-то голос будил ранним утром: «Осиповна, вставай!». Она вставала, шла работать в поле вместе с женщинами-колхозницами, а вечером по их просьбе писала или читала полученные с фронта весточки.
Поселок Рейдовый (в 1950 году он был переименован в Первомайск) начал существовать на несколько лет раньше, чем в нем открылась школа. Дети учились в Кондаках или в Слюдруднике.
Первого сентября 1947 года в поселке была открыта школа. Она размещалась в бараке, в одной половине здания жили рабочие. Александра Иосифовна пишет: «Был у нас один класс и коридор, в котором была отгорожена комнатка для меня. В классе занимались ученики 1-4 классов. 1947 год был послевоенным, а раны войны и ее последствия нельзя было залечить, поэтому было много трудностей. Парты для нашей школы выделили Слюдрудничная и Кондаковская школы. Из наглядных пособий было две географические карты и таблицы по русскому языку. Учебников не хватало.
Всего в школе было 20 учеников. Всех учеников не помню. Помню Сашу Потапова, Валю Родионову, брата и сестру Корнейчук, сестер Конаревых. Особенно хочется рассказать о Володе Гурине. Жили они вдвоем с матерью в бараке-общежитии. Мать – неграмотная, жили очень бедно. В бараке для всех стоял один длинный стол. За ним и готовил уроки Володя, часто с керосиновой лампой: электрическое освещение было нерегулярным. В школу мальчик приходил полураздетым, босиком. Перед школой часто не завтракал. Учился очень старательно: уже в первом классе читал лучше некоторых учеников 3-4 классов.
Все ученики с желанием принимали участие в художественной самодеятельности. Так я проработала один учебный год, а на следующий год учеников стало больше. В школу приехала Матрена Геннадьевна Зиновьева.
Поселок рос, выросло и количество учеников. Первого сентября 1949 года мы приступили к занятиям в новых условиях: школе дали отдельный дом.
Работать мы начали с Марией Михайловной Блохиной. 10 октября я сдала ей школу, а вместо меня приехала Лилия Владимировна Брум».
А.Г. Подозерова тоже написала немного о себе и о своих учениках: «Я трудилась учителем в Слюдрудничной школе. Война застала, когда я работала в четвертом классе. К окончанию войны преподавала физику и математику. После нее пошла учиться в Красноярский педагогический институт.
Что мне хорошо запомнилось, так это стремление детей к учебе. На дополнительных занятиях, при свете коптилки, возле доски ребята старались понять то, что не усвоили на уроке. Писали чернилами, кто какие изобретет: кто из сажи приготовит, кто из свекольного сока. В дело шла любая краска, которая держится на пере. Занимались и другими делами: пилили дрова для школы, собирали вещи для бойцов на фронт, устраивали концерты в клубе для учеников и жителей Слюдрудника, выезжали с ними в Кондаки».
Также мы получили письмо от Н.И. Авдеенко и А.В. Авдеенко. Вот, что они написали: «Мы приехали работать в Слюдрудничную семилетнюю школу в августе 1942 года, после окончания Енисейского учительского института. В те годы вместе с нами работали А.Г. Юшманова, А.А. Макарова, А.И. Кулагина, А.Ф. Татаренко-Литвинчук, В.П. Уколова, О.Ф. Серебрякова, О.С. Галочкина, М.И. Авдеенко, Г.И. Кулаков, Е.В. Шедловская, М.И. Кузнецова, Г.С. Лебедев, Д.А. Онуфрейчук, Б.В. Трейблюд, А. Домбровская. Пионервожатой в школе была М.И. Кузнецова.
Наша школа была на особых условиях. В поселке находился детский дом, где жили дети, потерявшие родителей, обездоленные войной. Директором детского дома была Волкова. Из детдома в нашей школе учились примерно 120-140 детей. В годы войны работать было трудно, но интересно.
Мы вместе с учениками готовили дрова для школы, сено для школьных лошадей, осенью по полтора-два месяца работали в колхозе Кондаковском или в совхозе Чистяки. В школе хорошо была поставлена художественная самодеятельность. Собирали теплые вещи, посылали их на фронт. По воскресеньям проходили военную подготовку под руководством Г. Излученко».
А.А. Макарова (Алексеева) тоже написала о жизни в Слюдруднике в годы Великой Отечественной войны: «Женщинам и подросткам пришлось заменить мужчин, ушедших на войну. Почти у каждого ученика отец или братья были на фронте. Ученики не только хорошо учились, но и помогали матерям во всем. Горе сблизило всех: когда в чей-то дом приходила беда, рядом всегда оказывались друзья.
Запомнились проводы ребят в сентябре 1943 года. В клубе был организован прощальный вечер, утром на подводах повезли вещи в Мотыгино, а сами ребята пошли пешком. Все знали, что они идут на святое дело, защищать нашу Родину, но каждый чувствовал, что встречи может и не быть.
Бедные матери! Как тяжело им было провожать своих сыновей, которым не было еще и восемнадцати. Я тоже пошла провожать ребят. По дороге в Сметанино была поляна, где решили немного отдохнуть, полюбоваться красотой осеннего леса.
Мой брат Валентин подошел к березке, вырезал на коре число, год, инициалы, постоял молча, прощаясь. Если мне приходилось позже проезжать здесь, я всегда вспоминала мальчишек, из которых почти никто не вернулся.
Из Пашино на лодках переплыли в Мотыгино, где был сборный пункт. Оттуда на баржах всех повезли в Красноярск. Юноши были в хорошем настроении, пели песни, а родные плакали. Впервые я слышала песню «Прощай, любимый город», пели ребята из Раздольного. С тех пор, слушая эту песню, я вспоминала последнюю встречу с братом и его товарищами.
Запомнился, конечно, и тот день, когда мы узнали об окончании войны. В школе шли занятия. Можете представить, что делали дети от радости: обнимались, кричали, смеялись. Побежали домой сообщить радостную весть родителям. Не отстали от них и учителя: радости не было предела.
Возле клуба сделали трибуну, и вечером состоялся митинг. Выступали председатель сельского Совета Евдокия Савельевна, директор детдома и другие. Люди плакали от радости и от горя за тех, кто погиб за свободу своей Родины, не дожив до этого радостного дня. До утра на улицах не смолкали голоса, радостные песни, музыка и смех».
Вот и закончился мой краткий рассказ на основе писем о первых школах, об учителях военных лет. Мне было трудно из всего материала, который у меня есть, выбрать самое главное и интересное, поэтому мой рассказ неполный. Учителя в письмах называли фамилии своих учеников, некоторые из них, а также их дети живут в Первомайске, но разве обо всем напишешь! Это получится целая книга.
Тамара МЕЛЬНИКОВА
п. Первомайск